Российская экономика оттолкнулась от «дна» и пошла в рост. Это подтверждается, в том числе, позитивной динамикой операторских компаний. О ситуации на региональном рынке железнодорожных перевозок, итогах работы Иркутского филиала АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) в 2016 году и перспективах 2017 года рассказал директор филиала Валерий Яхимович.
1. Экономика ожила
Грузоперевозки принято считать «индикатором» экономики. В 2016 году мы отмечали разнонаправленную динамику рынка. Если до сентября спрос на вагоны оставался невысоким вследствие профицита подвижного состава, то ближе к концу III квартала участники рынка железнодорожных перевозок ощутили нехватку погрузочных ресурсов. Это связано, в первую очередь, с введением запрета на продление и последующим списанием большого количества полувагонов, самого востребованного на рынке подвижного состава, а также со стабилизацией ситуации в российской экономике.
Если вчера предприятия региона грузили в среднем 2,5 тысячи вагонов, сегодня им нужно уже три и более тысяч. Где их взять? Благодаря выстраиванию логистических схем, четкому планированию погрузки, привлечению парка сторонних операторов нам удалось в короткий срок адаптироваться к новым условиям. Мы «подставили плечо» нашим грузоотправителям и выполнили свои обязательства по обеспечению их подвижным составом.
2. БрАЗ и ИркАЗ помогли поставить рекорд
В декабре 2016 года филиал отправил более 3 тысяч крытых вагонов при средней погрузке в 2-2,5 тысячи. Это наш рекорд за девять лет работы. Львиная доля, практически 800 вагонов, – это результат партнерства с Иркутским и Братским алюминиевыми заводами. Отрадно, что производителям в целом удается в сегодняшних непростых экономических условиях наращивать производство.
3. Лес уходит на экспорт
В прошлом году филиал увеличил объем перевозок лесных грузов в полувагонах на 28% к 2015 году, до 450 тысяч тонн. Несмотря на активное списание парка, мы увеличили показатели погрузки и нарастили долю филиала в общем объеме перевозок лесных грузов по Восточно-Сибирской (ВСЖД) и Забайкальской (ЗабЖД) железным дорогам до 15%. Стоит отметить, что значительно выросли объемы экспортных перевозок леса, в том числе в Китай – в 6 раз, в Японию и Корею через порты Дальнего Востока – в 4 раза по сравнению с 2015 годом.
4. ПГК покупает новые вагоны
В I квартале этого года ПГК пополнит свой парк тремя тысячами новых полувагонов с улучшенными техническими характеристиками. От аналогов они отличаются повышенной грузоподъемностью – в 75 тонн и объемом кузова – 94 м3. Кроме того, новые вагоны смогут ходить до 500 тысяч километров без ремонта, тогда как пробег обычных до первого планового ремонта, как правило, не превышает 160 тысяч километров.
5. Стратегия устойчивости
В 2016 году мы сохранили устойчивые позиции на региональном рынке железнодорожных грузоперевозок. Огромную роль в этом сыграли сервисные контракты, меры по повышению эффективности использования вагонов и привлечения дополнительного грузопотока. В прошлом году клиентский портфель филиала пополнился 80 новыми грузоотправителями. Доля филиала на полигоне ВСЖД и ЗабЖД, как и 2015 году, составляет 14%.
6. Ставка на сервисные контракты
Работа с грузоотправителями в рамках сервисных контрактов – одно из ключевых направлений работы ПГК, оно приносит гарантированный объем грузов и возможность четкого планирования в долгосрочной перспективе. Мы выстроили долгосрочные отношения с заводами РУСАЛ, Группы «Илим», «Востсибуголь». В начале 2016 года ПГК выиграла тендер на перевозку нефтепродуктов «Роснефть», и теперь мы будем обеспечивать вывоз продукции Ангарской нефтехимической компании до 2021 года.
7. ПГК доставляет груз «от двери к двери»
Клиенту нужно перевезти грузы, но зачастую у него нет ни мастера погрузки в вагоны, ни схемы перевозки. Есть деньги и есть желание доставить груз из точки «А» в точку «Б». Что делать? ПГК предлагает транспортно-экспедиционные услуги, основанные на принципе «от двери до двери». Мы готовы выступить в роли грузоотправителя, разработать схему погрузки, произвести оплату тарифа. Для удобства грузоотправителя в единую логистическую цепочку интегрируются организационные, технологические и финансовые составляющие перевозки. Такая схема работы пользуется большим спросом грузоотправителей с небольшими объемами.
8. Рост перевозок – не случайность, а тренд
Результаты погрузки первых двух месяцев 2017 года не могут не радовать. За январь-февраль мы перевезли более 1,5 млн тонн грузов. Относительно прошлого года объемы перевозок на платформах выросли в 5 раз, в крытых вагонах – почти на треть. Одним словом, положительная тенденция на рынке ж/д перевозок, которую мы отмечали в IV квартале 2016 года, становится устойчивым трендом.
9. Резервы для роста
Прогнозы региональных компаний в отношении спроса, инвестиций и занятости внушают оптимизм, а значит есть резервы для роста грузовой базы. Наша основная задача в этой ситуации – повысить производительность вагонов за счет увеличения скорости их перемещения, сокращения оборота и простоев под грузовыми операциями. Безусловно, достигать этих целей и находить оптимальные решения по сокращению затрат на перевозку грузов мы будем в тесном взаимодействии с нашими партнерами – грузоотправителями.