Никита Черкашин и его жена Екатерина ввели в кофейную культуру Иркутска «ретро-новшество» – современную мобильную кофейню в старом фургоне. Начав с продажи кофе «на колесах», они быстро завоевали любовь горожан, в течение года открыли две стационарные точки в Иркутске и одну, по франшизе, в Мурманске. И это – только начало. О тонкостях кофейного бизнеса рассказал Газете Дело владелец «More Coffee».
Первый и единственный в своем роде
Во время учебы в университете Никита Черкашин подрабатывал бариста в одном из заведений Иркутска. Тогда и завязалась его дружба с кофе. «Я понял, что это дело можно развивать у нас в городе, главное – преподнести это как-то интересно».
Можно сказать, что Никита и его жена Екатерина совершили в Иркутске настоящую кофейную революцию на уровне европейского сервиса. Их проект знаком многим иркутянам – ярко-бирюзовый фургон с надписью «More Сoffee», из окошка которого исходит умопомрачительный запах свежесваренного кофе. Последние полгода он стоял на входе в 130 квартал.
Никита рассказывает, что велосипед они не изобретали – мобильная торговля очень распространена в Европе. «У нас было много проектов, задумок, но, как обнаруживалось, их уже реализовали в городе до нас. Мы твердо решили сделать то, что будет в Иркутске первым – и единственным в своем роде».
В семейной паре у каждого своя роль в ведении бизнеса. На Екатерине лежит творческая часть – дизайн, реклама, ведение страниц в соцсетях. Никита же занимается коммерческими делами.
Морские мотивы
Никита рассказывает, что подходящую машину подобрать было тяжело. Лишь спустя полгода поисков они нашли подходящий микроавтобус… в деревне под Москвой.
«Увидели объявление о продаже в интернете. Немецкий автобус фирмы «Barkas», 86 года выпуска – настоящее ретро! Мы с товарищем проделали долгий путь из Подмосковья до Иркутска. На удивление – машина выдержала». По словам предпринимателя, покупка и перегон автомобиля обошлись ему примерно в 500 тысяч рублей.
Баркас – самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах – задал всю дальнейшую концепцию мобильной кофейни: автомобиль покрасили в цвет морской волны, в меню появилось несколько «морских» позиций, а бариста стали называться «капитанами».
«Переделывать автомобиль пришлось конкретно, – вспоминает Никита Черкашин. – Мы сохранили внешний облик, оставили ретро-стиль, но полностью поменяли начинку. Срезали и нарастили крышу, чтобы бариста было удобно стоять внутри, оборудовали под зимнее время, перекрасили. Все делали сами – так что сэкономили».
Гавань для «Баркаса»
«Баркас» вышел в гавань – тогда на улице Желябова – в сентябре 2015 года. У руля – то есть за барной стойкой, встал сам Никита Черкашин.
«Мы абсолютно не тратились на рекламу. Получить известность нам помогли сарафанное радио и социальные сети. Это же бесплатный контент и большие возможности – грех не воспользоваться».
Дальнейшее место для пришвартовки «Баркаса» искали долго. «Наш вид деятельности требует разрешения обосноваться на определенном месте – либо на муниципальной земле, либо на частной. У нас был разный опыт. Первый вариант – труднее, второй – дороже».
Последние полгода фургон стоял на входе в 130 квартал, а сейчас, в связи с окончанием срока аренды, переехал на новый адрес – Декабрьских событий, 8. «’Баркас’ у нас не зря мобильный, мы можем дважды в год менять локацию, – объясняет предприниматель. – Я думаю, что мы там тоже ненадолго, будем искать более удобное месторасположение».
Меньше чем через год после запуска мобильной кофейни Никита и Екатерина поняли, что пора расширяться – отбоя от клиентов не было. «Людям нравился наш продукт, они возвращались за ним, – говорит Никита. – Постоянные гости, отдача, благодарности – это очень мотивирует».
Расширение не по правилам
Две стационарных точки «More Coffee» родились на базе сотрудничества: одна – с творческим пространством, другая – с финансовым учреждением.
Про первую стационарную точку, которая открылась в январе 2016 года на Цесовской набережной, рассказывает Никита: «Нам поступило предложение о размещении в уже готовом помещении арт-пространства ‘Перцель’. Это намного проще, чем автобус – не надо тратить много времени и денег на техническое обслуживание (оно обходится примерно 30 тысяч рублей в месяц). Казалось бы, место абсолютно непроходное, на старом заводе, без особой вывески – с коммерческой точки зрения совершенно невыгодное. Но мы успели себя зарекомендовать к этому моменту, и люди готовы идти сюда за качеством».
Кофе – тоже искусство, потому «More Coffee» хорошо вписалось в концепцию творческого пространства, где ежедневно что-то рисуют, лепят, шьют, фотографируют.
Примерно в то же время открылась вторая точка «More Coffee» в отделении Сбербанка по улице Лапина. «Банк современно подходит к открытию новых точек – организует кофе-зоны для работников и посетителей. В позапрошлом году проводился аукцион в открытой форме, мы его выиграли», – объяснил Никита Черкашин.
Открывать новые точки в офисе Сбербанка и в творческой мастерской оказалось выгоднее, чем в торговых комплексах. По словам Никиты, торговые центры вдвое завышают цены для кофейных «островков»: «Они должны стоить 10-15 тысяч рублей в месяц, не больше, но торговые центры просят по 30-50, что, конечно, неоправданно. На одном кофе такую аренду не потянешь – нужна еще еда, как минимум».
Расширение компании потребовало новых рук. Теперь на палубе «Баркаса» и в двух стационарных точках работают шесть бариста. «В команду мы набирали людей, понимающих нашу концепцию, которым это интересно. Уже сложился костяк. Но текучка тоже есть – без нее в общепите никуда. У нас ведь не встретишь, как в Европе, дедушку-бариста, который всю жизнь занимался исключительно кофе. У нас это работа в основном для молодежи, для студентов».
От процесса Никита не отрывается и даже сам иногда встает «за штурвал», когда соскучится по процессу приготовления кофейных напитков. Приоритета между точками он для себя не ставит: «Я не могу сказать, какая точка лучше – каждая из них для меня по-своему важна, каждую из них я стараюсь держать на рентабельном уровне. В среднем, рентабельность у нас составляет 30%».
Удивлять вкусами
«Мы хотели сделать не только необычно снаружи, но и разнообразно и уникально внутри, – делится предприниматель. – Позиции придумывали сами практически все. Не искали специальных рецептов, фантазировали, экспериментировали с бесконечной темой вкусовых сочетаний».
Фирменный кофе полностью отражает концепцию «More Coffee» – морская тематика, необычный, яркий вкус: с бельгийской карамелью и морской солью. Стоит он 150 рублей.
«В обычном кафе можно было попробовать 5 видов кофе и 5 видов сиропа, а у нас только на старте было около 30 видов сиропов. Сейчас их 50. Заказывали и в Иркутске, и в Москве».
Меню, которое предлагают «капитаны» – подвижное и делится на сезонное и основное. Сейчас в «More Coffee» представлено 20 основных позиций и 15 сезонных.
«Чем больше выбора, чем больше удивляешь гостей, тем больше их приходит, тем больше спрос. Мы можем приготовить кофе не ‘по карте’, а по специальному заказу гостя – что-то добавить, что-то убрать. Есть, например, соевое молоко – для веганов и для людей с непереносимостью лактозы – в Иркутске такое далеко не везде такое есть».
Доступное качество
Никита говорит, что кофейная ниша может стать прибыльной, если вложить в нее много сил, времени, души и терпения. Если все это есть – бизнес будет успешным.
«Не люблю, когда люди пытаются ‘нажиться’ на чем-то по-простому: без идеи, без души. Например, покупают обычную машину и продают в ней обычный кофе. Именно из-за того, что они изначально используют коммерческий подход, у них ничего не получится. Смотришь – открылись, а через полгода их уже нет, как будто и не было никогда. У нас был душевный проект, изначально некоммерческий. Деньги вкладывались постепенно.
Этот бизнес необычен и непостоянен именно тем, что ретро-машина может стоить и сто тысяч, и миллион. Оборудование такого фургончика в среднем обойдется в сумму от 500 тысяч».
Никита Черкашин говорит, что они не боялись «провалиться» с таким походом, потому что в Иркутске очень редко можно встретить по-настоящему низкие цены. «Если знать, сколько кофе стоит по факту и за сколько его продают, то накрутка иногда бешеная получается. Время сейчас кризисное, и цены поднимаются на 30-40%. А мы стараемся придерживаться одного уровня».
Ценовая политика «капитанов» проста: чем более доступным ты делаешь продукт, не гонясь за прибылью, тем тем больше доход – ведь больше гостей.
Американо «капитан» нальет вам за 80, капучино – за 100, латте с сиропом – за 120 рублей. Кстати, последние две позиции являются хитами продаж. Несмотря на разнообразие ассортимента, люди чаще выбирают классику.
Кроме кофе, вам за 100 рублей предложат какао и согревающий чай, а летом – освежающие лимонады. Есть и чем закусить – свежие кексы, пончики и печенье стоят здесь всего 60, 50 и 30 рублей.
Фанаты кофе могут приобрести термостаканы с уникальными принтами в морском стиле за 600 рублей, впоследствии им в эти стаканы будут наливать кофе со скидкой 10%.
Контингент любителей кофе и впрямь очень широкий: в очереди за стаканчиком бодрящего напитка можно увидеть и студентов, и бизнесменов, и туристов, и чиновников. За день через все три точки проходит около 200 человек. По праздникам и мероприятиям – больше.
Морской кофе – в морской порт
«Чем сложнее ставишь перед собой цель – тем интереснее ее достигать», – говорит создатель кофейни и делится своими планами на будущее. А планы – поистине наполеоновские: создание полноценной кофейни, в которой они смогут воплотить все оставшиеся идеи. «Нужно место, где гости смогут посидеть, пообщаться. Оно будет не очень большое, но обязательно уютное и атмосферное. Чтобы была хотя бы минимальная кухня – и, конечно же, блюда у нас тоже будут оригинальными».
Кроме того у «More Coffee» в разработке еще одно небольшое помещение, в котором они планируют организовать школу кофе: в ней будут проводить мастер-классы как бариста организации, так и приглашенные специалисты. На базе школы кофе планируют открыть продажу зернового кофе и аксессуаров.
Когда верстался номер, Никита Черкашин сообщил Газете Дело радостную новость об открытии новой точки на Карла Маркса, 55/1, в здании «Винограда».
Но родной город – не предел для «мореплавателей»: месяц назад открылась первая тестовая кофейня «More Coffee» по франшизе в Мурманске. По словам создателя, концепция иркутской кофейни отлично вписалась в город – морской порт. «Люди заинтересовались, написали. Решили попробовать, почему нет? Через полгода будет видно – готовы ли мы развивать франшизу».
Подход к франшизе у Никиты тоже не совсем стандартный. Он прогнозирует доступную стоимость – до 200 тысяч рублей за точку. «Наша помощь и информационная поддержка войдут в стоимость. Будем помогать с логистикой, находить поставщиков. Роялти нет».
Бизнес – сродни азартным играм, говорит Никита. «Ты рискуешь всем, но если повезет – то сорвешь крупный куш. А без риска предпринимателям – никуда. Пока я вижу, что у меня в руках удачные карты – самое интересное еще впереди».
Екатерина Бутина,
Газета Дело