Новости

"Газовые конфликты могут негативно сказаться на репутации газа". Глава OMV Вольфганг Руттенсторфер о Nabucco, европейском рынке и "Газпроме"

В понедельник в Турции должно быть подписано межправительственное соглашение по строительству газопровода Nabucco для поставки газа в Европу в обход России. Глава одного из ключевых участников проекта, австрийской OMV, ВОЛЬФГАНГ РУТТЕНСТОРФЕР считает, что Nabucco может быть заполнен газом из Азербайджана, Ирака и Египта. А вот на туркменский газ, за который с Европой борется Россия, "в краткосрочной перспективе" участники Nabucco не рассчитывают.

Каждый акционер Nabucco, включая OMV, владеет равной долей в проекте -- по 16,67%. И финансирование его по предварительной договоренности должно осуществляться пропорционально долевому участию. Примерно 30% от объема инвестиций составит паевой капитал партнеров по проекту, а 70% будет предоставлено кредиторами. На первой стадии это будут средства Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также госагентств и
банков, поддерживающих экспорт. Остальные средства займем в коммерческих финансовых организациях. Максимальная мощность газопровода составит 31 млрд кубометров газа.

Плановая мощность у Nabucco в обозримом будущем -- 31 млрд. И этот объем не будет достигнут на первом этапе строительства. Во время стадии переговоров с потенциальными клиентами, которая начнется после завершения создания нормативной базы, мы предложим им разные объемы газа. Концепцией предусмотрено, что 50% мощностей будет заполнено акционерами Nabucco, а 50% -- третьими сторонами.

После окончания переговоров мы будем точно знать, как мощности будут разделены между акционерами. Предполагается, что по пути следования газопровода во всех странах будут построены отводы, чтобы можно было часть газа реализовывать на рынках стран, по которым он проходит. OMV намерена реализовать этот проект, поскольку успешность бизнес-модели Nabucco не вызывает сомнения. Исследование рынка продемонстрировало большой интерес к проекту, а мощности проекта в высшей степени востребованы.

Для запуска проекта достаточно тех объемов, которые можно будет купить в Азербайджане, Ираке и Египте -- 15-16 млрд кубометров в 2015 году. Первые две страны будут поставлять по 7-8 млрд кубометров в год, Египет -- порядка 1-2 млрд. Существуют также другие страны, которые могут поставлять газ из этого региона, Туркмения, к примеру, но не в
краткосрочной перспективе.

В Ираке есть доказанные запасы газа, OMV принимала участие в геологоразведке, и на их базе необходимо построить добывающие мощности и частично -- газопровод. В компании--операторе по освоению газовых месторождений Ирака у OMV -- 10%. Дальше будет видно.

Для удовлетворения растущих потребностей Европы в газе было бы достаточно наладить импорт его из Ирана, где самые большие залежи при самой низкой себестоимости добычи, однако ситуация в Иране сегодня нестабильная, и надо посмотреть, как она разрешится.

Поскольку Nabucco сможет покрыть лишь незначительную часть спроса Европы на газ и не заменит поставки российского топлива. CEDIGAZ предсказывает, что спрос на газ в Европе, включая 27 стран--членов ЕС, Турцию, Швейцарию и страны
Центральной Европы, будет расти на 1,9% в год -- с 545 млрд в 2007 до 692 млрд кубометров к 2020 году. В ЕС потребление природного газа в тот же период вырастет с 495 млрд до 578 млрд кубометров в 2015 году и до 605 млрд кубометров в 2020 году. Европе будет необходимо импортировать дополнительно примерно 150 млрд кубометров газа, и для
этого потребуются новые газопроводы.

Я убежден, что Россия сохранит свою долю на рынке, поэтому важными элементами инфраструктуры поставок являются Nord Stream и South Stream. Но удовлетворить дополнительный спрос ЕС за счет только этих двух газопроводов невозможно, поэтому я считаю целесообразным строить Nabucco. Думаю, что риск для России утратить ее позиции в Европе в
связи с этим проектом равен нулю. Проекты следуют разным бизнес-моделям, у них будут разные источники и разные потребители.

-- Как вы объясните тот факт, что заключенные на 2020 год договоры "Газпрома" с европейскими концернами уже на 100 млрд кубометров превышают уровень 2007 года? Тогда как новая энергостратегия Еврокомиссии "20:20:20" предусматривает сохранение потребления газа в ЕС на уровне 2007 года и сокращение импорта газа на 5%?

-- Конечно, энергостратегия "20:20:20" является важным документом перспективного развития в Европе. Однако как всякий сценарий она требует некоторой корректировки и допусков. Мы ориентируемся на прогнозы CEDIGAZ по росту потребления газа при одновременном сокращении его производства на территории ЕС. Долгосрочные договоры с "Газпромом" на дополнительные объемы и наши планы по укрупнению центральноевропейского газового хаба -- это лучший ответ на вопрос
относительно стратегии компании.

-- В чем, на ваш взгляд, причина снижения поставок российского газа в Европу? Сможет ли "Газпром" восстановить объемы экспорта?

-- У сокращения потребления российского газа в Европе в первом квартале две причины. Это украинский газовый кризис -- с 7 по 20 января российский газ впервые за 40 лет не поступал в Баумгартен. И мировой финансовый кризис.

Я уверен, что обе стороны понимают, какие последствия могут иметь их действия. Поэтому я надеюсь, что Москва и Киев в скором времени проведут переговоры с целью найти приемлемое решение. Я лично обеспокоен тем, что газовые конфликты в ближайшем будущем могут негативно сказаться на репутации природного газа как стабильного источника энергии в Европе. Поэтому в интересах российских, украинских и европейских представителей газовой промышленности найти решение как можно быстрее. Александр Медведев (зампред правления "Газпрома".-- "Ъ") говорил, что ожидает падения продаж в ЕС по итогам года на 8-10%. Это сопоставимо с мировым снижением спроса на нефть на 5-10%, и я полагаю, что "Газпрому" удастся выровнять свои продажи и сократить разрыв.

Интервью взяла Наталья Ъ-Гриб


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное