Банки могут получить законное право в одностороннем порядке расторгать с клиентами договор банковского счета, а перечень критериев, при наличии которых банки смогут отказывать в открытии счетов, расширится. Соответствующие поправки в законодательство поступили вчера на рассмотрение Госдумы. Эта инициатива соответствует требованиям FATF и мировой практике, однако критерии оценки клиентов, к которым банки смогут применить санкции, слишком размыты. Это, по мнению банкиров, может привести к резкому увеличению судебных разбирательств, тем более что сейчас, согласно официальной статистике, банки относят к категории подозрительных каждую пятую операцию.
Банки и сейчас могут отказывать в открытии счетов в случаях отсутствия клиента по представленному им адресу, а также
предоставления им недостоверных документов. В случае принятия поправок, банк будет вправе не открывать счет, если у него есть "обоснованные подозрения, что целью заключения договора является совершение операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма". В случае расторжения договора банковского счета банк должен вернуть оставшиеся на нем средства клиенту в наличной форме или перечислить на указанный им счет в другом банке.
По признанию самих банкиров, сейчас они самостоятельно ограничивают круг подозрительных клиентов. "Например, банк может повысить тарифы за обслуживание, проводит различные проверки и запрашивает у подозрительных клиентов больший объем документов",-- рассказывает зампред правления банка "Возрождение" Александр Долгополов.
Сейчас представления банков о подозрительных сделках сильно преувеличены. Согласно отчету Росфинмониторинга, в 2008 году выявлено 16 тыс. операций на сумму 82 млрд руб., которые были признаны сомнительными в ходе проверок. При этом банки направили в комитет информацию об операциях на сумму в 87 трлн руб., то есть в тысячу раз большую, чем объем сомнительных операций.
Банкиры считают, что принятие закона даст им возможность отсеять подозрительных клиентов, однако критерии отнесения лиентов к категории подозрительных слишком размыты. "Наличие обоснованных претензий у банка -- это нечеткая формулировка, и, если банк будет ей пользоваться в принятии решений, это может лишь увеличить количество судебных разбирательств между банками и недовольными клиентами",-- считает руководитель службы финмониторинга Москоммерцбанка Елена Колесникова.
Татьяна Ъ-Алешкина




SIA.RU: Главное