предлагает дописать корреспондент отдела финансов Александр Ъ-Мазунин
Правила игры
Сокращение числа негосударственных пенсионных фондов почти на треть прошло тихо. Эту заслугу можно смело записать в актив чиновников и представителей НПФ, которые начали разъяснять причины ужесточения лицензионных требований задолго до даты вступления их в силу. Повышая требования к объему средств НПФ, чиновники руководствовались "намерением избавиться от ненадежных игроков и оставить на рынке только тех, кому действительно по силам развивать пенсионную
систему". При этом о сопутствующих "зачистке" проблемах упоминалось лишь вскользь. В результате, когда на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам появилась информация, что с 1 июля 41 НПФ остался без лицензии, паники не возникло.
Но на прошлой неделе несколько управляющих и руководителей НПФ рассказали мне об одной и той же проблеме. Спецдепозитарии, в которых учитываются активы фондов, атакуют управляющих уведомлениями о нарушениях либо вовсе запрещают совершать любые операции с пенсионными деньгами. Логика спецдепозитариев, отслеживающих все сделки на предмет соответствия законодательству, сводится к тому, что управляющие не могут проводить сделки с активами НПФ, оказавшихся без лицензии, ведь такие фонды уже как бы не существуют.
Однако прекращение действия лицензии не ведет к автоматической ликвидации фонда как юридического лица. Совокупные активы 41 "несуществующего" фонда оцениваются почти в 4 млрд руб., число их клиентов превышает 350 тыс. человек. Всем этим фондам надо выплачивать клиентам выкупные суммы, платить зарплаты сотрудникам, реализовывать имущество. И делать это они могут только с помощью управляющих компаний. Которые, свою очередь, проводят все расчеты через депозитарии. Вернее, не могут провести.
Эту коллизию участники рынка считают следствием того, что в законодательстве четко не прописано, что должно происходить с НПФ после окончания срока действия лицензии. Проще говоря, выяснилось, что мало кто понимает, как правильно закрыть фонд.
Правила игры
Сокращение числа негосударственных пенсионных фондов почти на треть прошло тихо. Эту заслугу можно смело записать в актив чиновников и представителей НПФ, которые начали разъяснять причины ужесточения лицензионных требований задолго до даты вступления их в силу. Повышая требования к объему средств НПФ, чиновники руководствовались "намерением избавиться от ненадежных игроков и оставить на рынке только тех, кому действительно по силам развивать пенсионную
систему". При этом о сопутствующих "зачистке" проблемах упоминалось лишь вскользь. В результате, когда на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам появилась информация, что с 1 июля 41 НПФ остался без лицензии, паники не возникло.
Но на прошлой неделе несколько управляющих и руководителей НПФ рассказали мне об одной и той же проблеме. Спецдепозитарии, в которых учитываются активы фондов, атакуют управляющих уведомлениями о нарушениях либо вовсе запрещают совершать любые операции с пенсионными деньгами. Логика спецдепозитариев, отслеживающих все сделки на предмет соответствия законодательству, сводится к тому, что управляющие не могут проводить сделки с активами НПФ, оказавшихся без лицензии, ведь такие фонды уже как бы не существуют.
Однако прекращение действия лицензии не ведет к автоматической ликвидации фонда как юридического лица. Совокупные активы 41 "несуществующего" фонда оцениваются почти в 4 млрд руб., число их клиентов превышает 350 тыс. человек. Всем этим фондам надо выплачивать клиентам выкупные суммы, платить зарплаты сотрудникам, реализовывать имущество. И делать это они могут только с помощью управляющих компаний. Которые, свою очередь, проводят все расчеты через депозитарии. Вернее, не могут провести.
Эту коллизию участники рынка считают следствием того, что в законодательстве четко не прописано, что должно происходить с НПФ после окончания срока действия лицензии. Проще говоря, выяснилось, что мало кто понимает, как правильно закрыть фонд.




SIA.RU: Главное