Новости

Россия снимает грузы с Литвы. Ужесточая таможенный контроль на границе

Россия развязала новую торговую войну на постсоветском пространстве -- на сей раз с Литвой.

Вчера утром российский посол в Литве Владимир Чхиквадзе был вызван в литовский МИД для дачи объяснений по поводу "дискриминационных мер таможни РФ в отношении литовских грузоперевозчиков". Ситуация на российско-литовской границе начала накаляться в середине прошлой недели, когда на всех КПП стали скапливаться грузовики с литовскими
номерами. "Российские таможенники, ссылаясь на режим усиленной проверки грузов, ставят литовские фуры в отдельную очередь и не разрешают ехать ни вперед, ни назад",-- сообщил "Ъ" пресс-атташе в литовской ассоциации перевозчиков Linava Гитис Винцявичюс. В результате действий российских таможенников вчера днем на КПП Кибартай--Чернышевское и Панемуне--Советск скопилось до 80 автомобилей. Многие водители жаловались "Ъ", что провели в очереди несколько суток. Наиболее предприимчивые дальнобойщики постарались провезти груз через границу РФ с Латвией, однако и там российские
таможенники уже поджидали литовские машины. В итоге вчера утром на российско-латвийском КПП Терехово--Бурачки стояла 30-километровая вереница литовских фур.

Причиной проблем на границе стал ввод ФТС особого режима при досмотре литовских перевозчиков, о котором служба официально сообщила только в понедельник. Как говорится в сообщении пресс-службы ФТС, эти действия вызваны тем, что "в последнее время в России участились случаи недоставок товаров и транспортных средств в таможни назначения, что
наносит значительный ущерб государственному бюджету", причем "наибольшее количество нарушений таможенного законодательства такого рода выявлено в деятельности отдельных литовских перевозчиков".

По словам собеседников "Ъ", в письме российские таможенники упоминают о 16 случаях с начала нынешнего года, когда грузы литовских перевозчиков не прошли таможенную процедуру, так что бюджет России не получил таможенную
пошлину и другие налоги за ввозимый товар. Литовская сторона считает действия российских таможенников неадекватными, поскольку случаи нарушений составляют 0,03% таможенных процедур, выполненных литовскими автоперевозчиками с начала этого года.

Собеседники "Ъ" в МИД и министерстве транспорта Литвы предполагают, что причиной действий Москвы могла стать политика. В частности, собеседники "Ъ" отмечают недавний запрет на въезд в Литву экс-сотруднику администрации президента РФ Модесту Колерову, а также недавние высказывания нового президента Литвы Дали Грибаускайте, заявившей о готовности и дальше поддерживать интеграцию Грузии и Украины в НАТО.

Эксперты убеждены, что за действиями России стоит желание увеличить загрузку морского порта Санкт-Петербурга (принадлежит структурам владельца НЛМК Владимира Лисина), конкурирующего с прибалтийскими портами (в том числе с литовской Клайпедой). "Действия ФТС являются попыткой поддержать Санкт-Петербургский порт, грузооборот которого с
начала года падает",-- заявил "Ъ" гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. По словам господина Микаеляна,
ужесточение режима на границе сделает менее выгодной доставку импортных товаров из балтийских портов в РФ, которые в основном перевозятся именно фурами, так что в итоге товаропоток может переместиться в Санкт-Петербург и исправить ситуацию.

Владимир Ъ-Водо, Вильнюс; Александр Ъ-Габуев

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное