Новости

"Ижавто" доехал до банкротства. Автозавод подал заявление о признании себя несостоятельным

"ИжАвто", до недавнего времени принадлежавший группе СОК Юрия Качмазова, стал первым российским автозаводом, вступившим в процедуру банкротства. Вчера предприятие, с апреля находящееся под контролем менеджмента, подало в арбитраж заявление о собственной несостоятельности. Президент Удмуртии Александр Волков назвал процесс банкротства "запланированным мероприятием". По данным источников "Ъ", согласовано банкротство и с крупнейшим кредитором "ИжАвто" -- Сбербанком. Эксперты считают, что до распродажи активов "ИжАвто" не дойдет.

"ИжАавто" -- первый российский автозавод, подавший заявление о банкротстве из-за кризиса. Как уже сообщал "Ъ" 1 апреля, летом завод первым в России полностью остановил производство и распустил персонал (около 5 тыс. человек) из-за падения спроса на собираемые автомобили (корейские Kia и российские Lada). В апреле президент Удмуртии Александр Волков обсуждал ситуацию на "ИжАвто" с премьером Владимиром Путиным, но и после этой встречи завод не возобновил работу. Ситуация осложнилась тем, что контролировавшая на тот момент "ИжАвто" самарская группа СОК продала его акции самому заводу, "закольцевав" структуру его собственности. В результате к тому моменту, когда "ИжАвто" остановился, он был уже полностью подконтролен менеджменту во главе с гендиректором Михаилом Добындо.

Несмотря на то что господин Добындо -- выходец из группы СОК, в ней отказываются комментировать ситуацию на заводе, ссылаясь на то, что структурам группы он больше не принадлежит. Один из предпринимателей из Самарской области, работавший с "ИжАвто", говорит, что на заводе понимали неизбежность его банкротства и решили сами подать соответствующее заявление в местный арбитраж, чтобы "сделать процесс более или менее управляемым".

Самостоятельная подача заявления о банкротстве даст "ИжАвто" определенные преимущества в процедуре, хотя "скорее не юридические, а чисто тактические", констатирует партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Кредиторы обычно обращаются в суд с заявлением о банкротстве, когда имеют хотя бы примерное согласованное между собой представление о том, что делать с активами должника. Видимо, пока согласия между его кредиторами нет, допускает господин Зеленин.

Источники "Ъ" добавляют, что старт процедуры банкротства "ИжАвто" был согласован с крупнейшим кредитором завода -- Сбербанком. Скорее всего, теперь на заводе будет назначен временный управляющий, близкий к банку или "ИжАвто", который будет заинтересован в сохранении его мощностей и не допустит их распродажи с торгов. Кроме того, по словам
бывших партнеров "ИжАвто", завод уже якобы договорился с корейской Kia о возобновлении сборки ее автомобилей.

Аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак уверен, что банкротство "ИжАвто" не приведет к распродаже активов завода -- это малоинтересно кредиторам и тем более региональным властям. Скорее всего, сам запуск процедуры банкротства приведет к тому, что банки охотнее согласятся на реструктуризацию долга завода, считает аналитик. И все же первое банкротство станет серьезным стрессом и для предприятий, и для отрасли в целом, хотя бы потому что опыта масштабных банкротств в
машиностроении еще не было, добавляет аналитик "КИТ Финанса" Кирилл Чуйко.

Дмитрий Ъ-Беликов; Ольга Ъ-Кропачева, Ижевск

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное