MasterCard, по мнению банковского сообщества, занимает второе место после Visa на рынке платежных систем в России. Однако после проведения международного IPO компания не раскрывает свои достижения на российском рынке. Почему компания закрыла свою статистику, чем она отличается от конкурентной Visa, а также почему в России слабо развиты такие популярные на Западе продукты, как корпоративные и чиповые карты, рассказал Ъ глава представительства MasterCard Europe в России АНДРЕЙ КОРОЛЕВ.
-- Два года назад MasterCard прекратил публикацию цифр по результатам своей деятельности в России. Вы не считаете, что международную компанию такая закрытость характеризует не лучшим образом?
-- Мы перестали это делать за некоторое время до IPO по рекомендации наших юристов. По глобальному бизнесу мы регулярно публикуем цифры, но отдельную статистику по России мы предоставлять не можем. Поверьте, это нам не облегчает жизнь. Мне было бы проще дать вам цифры.
-- Банкиры, в том числе из ЦБ, говорят, что на российском рынке по объему карточной эмиссии и по оборотам лидирует Visa. Вы согласны с такой оценкой?
-- Если так говорит ЦБ, я бы ему верил. Если бы ЦБ дал официальную статистику на эту тему, я бы с удовольствием занялся ее изучением. Трудно комментировать то, что не является фактом. На рынке, который растет на десятки процентов в год, говорить о тактическом лидерстве кого-то из участников можно, но стратегически это необъективно.
-- На Западе сильно развит сегмент корпоративных карт с широкими возможностями. Собираетесь ли вы развивать этот сегмент в России?
-- Да, поскольку у этого направления есть большой потенциал. И очень важно дать четкое определение этого нового для российского рынка продукта, отделив корпоративные карты от бизнес-карт. Считается, что это карта, которой пользуются под расчет сотрудники компании. Пока уровень автоматизации этой услуги, предоставляемой по отчету, ограничен командировочными. Мы же, говоря о корпоративных картах, подразумеваем более высокий уровень представления информации и возможностей продукта -- не ограничиваясь расходами, связанными с деловыми поездками и встречами. Тут может учитываться все что угодно -- от программ внутрикорпоративных закупок до управления транспортом.
-- А кто должен дать толчок и каким он должен быть, чтобы российские банки начали развивать сектор корпоративных карт?
-- Это зависит от уровня конкуренции банков и от тех, кто захочет внедрить корпоративные карты первыми. У нас на рынке многое реализуется теми, кто берется за бизнес-идею на свой страх и риск. Если получается, создается конкурентное преимущество. Тогда все остальные игроки рынка вынуждены это делать. Так было и с зарплатными проектами 15 лет назад, так происходит и с кредитными картами сейчас. Объемы расходов по корпоративным картам в мире сильно отличаются от
расходов физических лиц. Там речь идет о триллионах долларов ежегодно.
-- Как часто вы выявляете случаи мошенничества?
-- Постоянно. Но объемы мошенничества на уровне страны мы разглашать не вправе. Однако, судя по косвенным признакам, базовое мошенничество в России развито слабее, чем в Европе. Но все, что мы выявляем в этой сфере, является поводом для изменений в операционных процессах. Мошенники понимают, что схем становится меньше. Так было, например, с
фишингом. Как только схема стала максимально понятна, были приняты соответствующие меры и она перестала существовать.
-- Как правило, банки выдают премиальные кредитные карты (не только с высоким кредитным лимитом, но и с широким набором бонусных программ) клиентам, чей уровень месячных доходов составляет $3-5 тыс. Но банк "Тинькофф Кредитные системы" (ТКС) выпускает карточки MC Platinum для клиентов с заработной платой от $500 до $1,5 тыс. Вы не считаете это
девальвацией премиального продукта?
-- Если у нас появятся подозрения, что на рынке появляется программа, которая выбивается из рамок премиального предложения, с банком будет проведена дискуссия. ТКС позиционирует продукт как премиальный. Посмотрим, каких клиентов они наберут и как будут с ними работать.
-- Представители банков, особенно мелких и средних, жалуются и на отсутствие персональных кураторов. Они могут на что-то надеяться?
-- Рынок растет очень быстро, и несмотря на то, что офис за последние два года расширился, людей все равно не хватает. Поэтому работа организована таким образом, что мелкие и средние банки, хотя и не имеют персонального куратора в московском офисе, все же не остаются без внимания. В России уже два года работает служба MasterCard Direct Service. Для банков разница заключается только в том, что их персональный куратор находится в Брюсселе. Но банки могут ему звонить
по бесплатной линии.
-- И банкиры и ЦБ признали, что кредитные карты -- самый сложный продукт, по которому сложно рассчитать предельную ставку. Вы не считаете, что это, а также последние события на российском рынке, когда госорганы сочли неверным то, что "Русский стандарт" рассылает своим потенциальным заемщикам карточки по почте, в какой-то степени дискредитировали кредитные карты среди простых заемщиков?
-- Здесь трудно соглашаться или не соглашаться. С одной стороны, происходящее отражает позицию госорганов и это принимается как данность. И здесь может быть негативный эффект с точки зрения восприятия конечным потребителем. Но нельзя забывать о том, что карточка -- это безналичный расчет, что хорошо для экономики. А кредитование населения способствует экономическому росту. С точки зрения повышения потребительского спроса мы пока не видим негатива. Я
подчеркну: пока. То, что клиенты должны знать конечную стоимость кредитных средств, это бесспорно. Я за то, чтобы люди понимали, зачем и на каких условиях они покупают у банка тот или иной продукт. И то, что клиенты все чаще требуют от банков ответа на эти вопросы, свидетельствует о том, что ситуация развивается скорее позитивно. Другое дело, что на эти вопросы надо научиться просто и профессионально отвечать.
-- Кризис ликвидности, заставивший многих аналитиков прогнозировать сокращение темпов роста банковского бизнеса в России, еще нельзя считать завершенным. Как это отразится на карточном бизнесе?
-- Согласен, это может отразиться на темпах роста в первую очередь кредитных продуктов, но никто не ставит под сомнение сам рост.
Интервью взяли Анна Ъ-Дорофеева и Юлия Ъ-Чайкина




SIA.RU: Главное