Новости

Правительство развило покупательные способности. Производители продовольствия фиксируют ажиотажный спрос на свою продукцию

Производители и дистрибуторы продовольственных товаров зафиксировали резкий рост спроса на ряд пищевых товаров. В
дистрибуторских компаниях, опрошенных Ъ, утверждают, что закупки сетей и розничных рынков по этим товарным категориям за последние две недели увеличились в два-три раза. "В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок,-- говорит глава компании 'Царь-Град' Дмитрий Алефанов.-- По ряду позиций -- подсолнечное масло, консервы, мука, крупы -- эта тенденция особенно заметна". По словам директора по связям с общественностью "Бунге СНГ" (ТМ "Олейна", Ideal) Кирилла Болматова, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок: "В некоторых магазинах даже появлялись объявления: 'Больше четырех бутылок масла в одни руки не даем'".

Производители и дистрибуторы считают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети -- как ожидая
дальнейшего роста потребительского спроса, так и максимизируя прибыли. "В ожидании подорожания консервы берут как потребители, закупающие продукты впрок по низкой цене, так и сети -- чтобы впоследствии извлечь более высокую прибыль",-- говорит директор департамента развития группы "Эрконпродукт" (один из крупнейших производителей молочной продукции и овощных консервов) Евгений Золотайкин.

"Не исключаю, что в сегодняшней ситуации розничные торговцы, чтобы избежать дефицита товара на полках в пиковые месяцы -- ноябре--декабре, изменили закупочную политику",-- говорит глава компании "Внешэкономпрод" (крупный уральский дистрибутор) Александр Попов.

"Перед нами сейчас наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий,-- поясняет главный экономист
инвестбанка 'Траст' Евгений Надоршин.-- Известно, что цены будут временно заморожены. Часть продуктов, на которые были заморожены цены,-- продукты длительного хранения: срок годности 1,5-процентного молока и растительного масла составляет полгода. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, на такой срок не распространяется -- население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят". Ситуация напоминает ему замедленный вариант событий на продовольственном рынке 1992-1993 годов и
осени 1998 года: дефицит на фоне растущей инфляции.

Гендиректор агентства R&I Group Юний Давыдов обращает внимание на возможность локальных кризисов спроса -- он вспоминает ситуацию с ажиотажным спросом на соль и сахар в ряде регионов в 2006 году. "'Соляной кризис', во время которого соль пропала с полок магазинов, а торговцы не смогли удовлетворить спрос, развивался в геометрической прогрессии",-- говорит он. Сети, по его словам, могут увеличивать закупки, чтобы показать потребителю отсутствие дефицита.

Светлана Ъ-Ментюкова, Кристина Ъ-Бусько, Дмитрий Ъ-Бутрин; Нонна Ъ-Гончаренко, Красноярск; Анастасия Ъ-Костина, Пермь

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное