"Все большее число стран показывает признаки экономической стабилизации или даже роста. И дело не только в том, что второй квартал 2009 года оказался более удачным периодом для всей мировой экономики, чем первый: последние значения опережающих макроэкономических индикаторов тоже дают повод для оптимизма. И хотя новости поступают как хорошие, так и плохие, общий настрой все же позитивный – а ведь еще несколько месяцев назад большинство экспертов только и делали, что снижали прогнозы. Большинство опережающих индикаторов свидетельствуют о том, что в августе наметился подъем в сфере услуг Германии и в обрабатывающем секторе Франции. В июле наблюдался резкий рост продаж на вторичном рынке жилья в США – на 7,2%. Это тоже свидетельствует о восстановлении экономической активности и улучшении ситуации в финансовом секторе.
По всей видимости, правительства многих стран не зря потратили столько сил на стимулирование экономики. Правда, еще неизвестно, насколько продолжительный эффект дали их старания. Например, правительство США объявило о закрытии с 24 августа программы субсидирования продаж новых автомобилей в обмен на старые /известную как CARS, или "cash for clunkers"/. Как долго развитые экономики продержатся без господдержки, неясно. Тем временем аналогичные программы сработали и во многих странах Европы, где стимулирование спроса на автомобили позволило автомобилестроению остаться на плаву, оправдывая активное наращивание государственных расходов. Принятые Китаем меры по стимулированию экономики с использованием бюджетных механизмов тоже дали положительные результаты.
Улучшились в середине года и российские экономические показатели. Например, ощутимо поднялось в июне и июле промышленное производство – соответственно на 4,5% и 4,7% к уровню предшествующего месяца. С поправкой на сезонные факторы рост, однако, оказался более скромным, но все равно ощутимым. Помесячная динамика инвестиций и оборота розничной торговли тоже указывает на стабилизацию.
Вместе с тем, в отличие от западных стран, стабилизация в России наступила не благодаря усилиям правительства, а, главным образом, сама по себе. Отечественные потребители, в отличие от своих коллег с Запада, прямых стимулов от государства не получали. Так, в случае с той же автомобилестроительной отраслью субсидии пошли непосредственно производителю – АвтоВАЗу. И тот продолжал выпускать машины, несмотря на то что спросом они, ввиду некорректной ценовой политики, не очень-то пользовались. В результате на стоянках дистрибьюторов стало скапливаться все больше автомобилей, несмотря на сокращение производства приблизительно на 60%. В предыдущие годы производство и объемы продаж неуклонно росли на фоне расширения потребительского кредитования, что вкупе с укреплением рубля способствовало завышению внутренних цен.
Поскольку девальвация ноября 2008 – января 2009 года была довольно умеренной и внутренние цены остались довольно высокими, неудивительно, что АвтоВАЗ несколько раз приостанавливал выпуск автомобилей /в том числе и в августе 2009 года/.
Российский способ поддержки автомобилестроения – деньги идут непосредственно производителю, минуя потребителя, для которого цены на машины как были, так и остаются высокими – скорее заслуживает названия не cash for clunkers, а clunkers for cash – т. е. не "деньги за авторухлядь", а наоборот. И хотя потрачены были бюджетные средства, заплатили за непроданные машины в конечном счете налогоплательщики. Правительство заявляет, что в следующем году оно начнет субсидировать уже потребителей, а не производителей, то есть внедрит западную схему. На подобный трейд-ин россияне должны получить по 50 тыс. руб., или около $1 500. Конечно, это нельзя назвать своевременной мерой, но лучше поздно, чем никогда. В следующем году эта программа может дополнительно стимулировать промышленное производство.
В нынешнем году расходы федерального бюджета планируется повысить приблизительно на 30%. Зарубежные правительства действуют приблизительно так же. Разница лишь в том, что подобное повышение государственных расходов для России норма, а для западных стран – исключение. Мы уже неоднократно отмечали, что инфляция в РФ измеряется двузначным числом главным образом благодаря непрестанным "бюджетным стимулам", то есть ежегодному повышению расходов бюджета на 25–40%. И экономика к этому привыкла. Однако в нынешнем году объем стимулирования в сравнении с предыдущими годами почти не вырос. Таким образом, получается, что стабилизации и /или/ восстановлению экономики России в нынешнем году способствовали скорее естественные, более рыночные факторы. Последнее же позволяет надеяться на то, что этот рост будет более устойчивым, чем в других странах. Его темпы пока, возможно, не совсем оправдывают ожидания, однако в следующем году они могут возрасти благодаря господдержке /конечно, если она будет нацелена на потребителей/. Вместе с тем рост в промышленности в середине года при относительно стабильном внутреннем спросе был во многом обусловлено увеличением экспорта /в том числе газа/, а не внутренними факторами. Последние в следующем году начнут играть более важную роль.
Описанному сценарию присущ ряд рисков. Прежде всего, речь идет об избыточных государственных расходах, особенно в случае их резкого повышения. В предыдущем выпуске ежемесячного обзора Экономика России мы анализировали предложения правительства касательно параметров бюджета на 2010–2012 годы и пришли к выводу, что долго такая бюджетная политика проводиться не может: слишком велики и неэффективны расходы. То, как исполняется бюджет в нынешнем году, – лишняя иллюстрация этой неэффективности.
Согласно последним поправкам, расходы федерального бюджета в 2009 году должны составить около 10 трлн. руб., тогда как за 7М09 было израсходовано лишь 4,7 трлн. руб., или 670 млрд. руб. в месяц. Иными словами, за оставшиеся пять месяцев должно быть потрачено 5,3 трлн. руб., то есть около 1,1 трлн. руб. в месяц. При этом дефицит бюджета, которые по итогам 7М09 немного превосходил 920 млрд. руб., к концу года должен достигнуть 3,4 трлн. руб. /2,5 трлн. руб. в августе–декабре/. Это означает, что экономика будет атакована избыточными государственными расходами, причем наиболее интенсивным этот процесс станет, скорее всего, в конце ноября – начале декабря. Если бы правительство в период с августа по декабрь сохранило расходы бюджета на уровне предыдущих месяцев, т. е. около 0,7 трлн. руб. в месяц, при которых экономика смогла бы стабилизироваться, то по итогам года оно потратило бы не более 8,2 трлн. руб., а дефицит бюджета составил бы менее 1,6 трлн. руб.
И хотя в действительности дефицит бюджета может оказаться меньше планируемых 3,4 трлн. руб. /доходы могут превзойти ожидания, если цены на нефть останутся на текущих уровнях/, в конце года все равно следует ожидать мощного притока рублевой ликвидности, который вызовет бурю на валютном рынке и спровоцирует высокую инфляцию в январе–феврале 2010 года – эта проблема уже стала традиционной для России. По всей видимости, в конце года экономика вновь получит деньги, которые ей не нужны, а финансовую систему, и в частности валютный рынок, опять будет лихорадить, что тоже ненужно.
Сейчас рубль явно находится в равновесии: платежный баланс крепок, и необходимости в искусственном укреплении или ослаблении российской валюты нет /хотя некоторые комментаторы считают иначе/. Обильный же приток рублевой ликвидности может поднять новую волну спекуляций и, соответственно, усилить волатильность. Впрочем, последняя тенденция, скорее всего, будет недолговременной и к середине 1К10 исчезнет, поскольку в следующем году государственные расходы столь щедрыми уже явно не будут", - Евгений Гавриленков, управляющий директор ИК "Тройка Диалог"
По всей видимости, правительства многих стран не зря потратили столько сил на стимулирование экономики. Правда, еще неизвестно, насколько продолжительный эффект дали их старания. Например, правительство США объявило о закрытии с 24 августа программы субсидирования продаж новых автомобилей в обмен на старые /известную как CARS, или "cash for clunkers"/. Как долго развитые экономики продержатся без господдержки, неясно. Тем временем аналогичные программы сработали и во многих странах Европы, где стимулирование спроса на автомобили позволило автомобилестроению остаться на плаву, оправдывая активное наращивание государственных расходов. Принятые Китаем меры по стимулированию экономики с использованием бюджетных механизмов тоже дали положительные результаты.
Улучшились в середине года и российские экономические показатели. Например, ощутимо поднялось в июне и июле промышленное производство – соответственно на 4,5% и 4,7% к уровню предшествующего месяца. С поправкой на сезонные факторы рост, однако, оказался более скромным, но все равно ощутимым. Помесячная динамика инвестиций и оборота розничной торговли тоже указывает на стабилизацию.
Вместе с тем, в отличие от западных стран, стабилизация в России наступила не благодаря усилиям правительства, а, главным образом, сама по себе. Отечественные потребители, в отличие от своих коллег с Запада, прямых стимулов от государства не получали. Так, в случае с той же автомобилестроительной отраслью субсидии пошли непосредственно производителю – АвтоВАЗу. И тот продолжал выпускать машины, несмотря на то что спросом они, ввиду некорректной ценовой политики, не очень-то пользовались. В результате на стоянках дистрибьюторов стало скапливаться все больше автомобилей, несмотря на сокращение производства приблизительно на 60%. В предыдущие годы производство и объемы продаж неуклонно росли на фоне расширения потребительского кредитования, что вкупе с укреплением рубля способствовало завышению внутренних цен.
Поскольку девальвация ноября 2008 – января 2009 года была довольно умеренной и внутренние цены остались довольно высокими, неудивительно, что АвтоВАЗ несколько раз приостанавливал выпуск автомобилей /в том числе и в августе 2009 года/.
Российский способ поддержки автомобилестроения – деньги идут непосредственно производителю, минуя потребителя, для которого цены на машины как были, так и остаются высокими – скорее заслуживает названия не cash for clunkers, а clunkers for cash – т. е. не "деньги за авторухлядь", а наоборот. И хотя потрачены были бюджетные средства, заплатили за непроданные машины в конечном счете налогоплательщики. Правительство заявляет, что в следующем году оно начнет субсидировать уже потребителей, а не производителей, то есть внедрит западную схему. На подобный трейд-ин россияне должны получить по 50 тыс. руб., или около $1 500. Конечно, это нельзя назвать своевременной мерой, но лучше поздно, чем никогда. В следующем году эта программа может дополнительно стимулировать промышленное производство.
В нынешнем году расходы федерального бюджета планируется повысить приблизительно на 30%. Зарубежные правительства действуют приблизительно так же. Разница лишь в том, что подобное повышение государственных расходов для России норма, а для западных стран – исключение. Мы уже неоднократно отмечали, что инфляция в РФ измеряется двузначным числом главным образом благодаря непрестанным "бюджетным стимулам", то есть ежегодному повышению расходов бюджета на 25–40%. И экономика к этому привыкла. Однако в нынешнем году объем стимулирования в сравнении с предыдущими годами почти не вырос. Таким образом, получается, что стабилизации и /или/ восстановлению экономики России в нынешнем году способствовали скорее естественные, более рыночные факторы. Последнее же позволяет надеяться на то, что этот рост будет более устойчивым, чем в других странах. Его темпы пока, возможно, не совсем оправдывают ожидания, однако в следующем году они могут возрасти благодаря господдержке /конечно, если она будет нацелена на потребителей/. Вместе с тем рост в промышленности в середине года при относительно стабильном внутреннем спросе был во многом обусловлено увеличением экспорта /в том числе газа/, а не внутренними факторами. Последние в следующем году начнут играть более важную роль.
Описанному сценарию присущ ряд рисков. Прежде всего, речь идет об избыточных государственных расходах, особенно в случае их резкого повышения. В предыдущем выпуске ежемесячного обзора Экономика России мы анализировали предложения правительства касательно параметров бюджета на 2010–2012 годы и пришли к выводу, что долго такая бюджетная политика проводиться не может: слишком велики и неэффективны расходы. То, как исполняется бюджет в нынешнем году, – лишняя иллюстрация этой неэффективности.
Согласно последним поправкам, расходы федерального бюджета в 2009 году должны составить около 10 трлн. руб., тогда как за 7М09 было израсходовано лишь 4,7 трлн. руб., или 670 млрд. руб. в месяц. Иными словами, за оставшиеся пять месяцев должно быть потрачено 5,3 трлн. руб., то есть около 1,1 трлн. руб. в месяц. При этом дефицит бюджета, которые по итогам 7М09 немного превосходил 920 млрд. руб., к концу года должен достигнуть 3,4 трлн. руб. /2,5 трлн. руб. в августе–декабре/. Это означает, что экономика будет атакована избыточными государственными расходами, причем наиболее интенсивным этот процесс станет, скорее всего, в конце ноября – начале декабря. Если бы правительство в период с августа по декабрь сохранило расходы бюджета на уровне предыдущих месяцев, т. е. около 0,7 трлн. руб. в месяц, при которых экономика смогла бы стабилизироваться, то по итогам года оно потратило бы не более 8,2 трлн. руб., а дефицит бюджета составил бы менее 1,6 трлн. руб.
И хотя в действительности дефицит бюджета может оказаться меньше планируемых 3,4 трлн. руб. /доходы могут превзойти ожидания, если цены на нефть останутся на текущих уровнях/, в конце года все равно следует ожидать мощного притока рублевой ликвидности, который вызовет бурю на валютном рынке и спровоцирует высокую инфляцию в январе–феврале 2010 года – эта проблема уже стала традиционной для России. По всей видимости, в конце года экономика вновь получит деньги, которые ей не нужны, а финансовую систему, и в частности валютный рынок, опять будет лихорадить, что тоже ненужно.
Сейчас рубль явно находится в равновесии: платежный баланс крепок, и необходимости в искусственном укреплении или ослаблении российской валюты нет /хотя некоторые комментаторы считают иначе/. Обильный же приток рублевой ликвидности может поднять новую волну спекуляций и, соответственно, усилить волатильность. Впрочем, последняя тенденция, скорее всего, будет недолговременной и к середине 1К10 исчезнет, поскольку в следующем году государственные расходы столь щедрыми уже явно не будут", - Евгений Гавриленков, управляющий директор ИК "Тройка Диалог"




SIA.RU: Главное