Банк "Русский стандарт" и ХКФ-банк пошли дальше всех в стремлении сократить
операционные расходы - теперь их клиенты должны самостоятельно оплачивать почтовые уведомления о состоянии
своих счетов. Это позволит банкам сократить издержки, которые с начала кризиса уже оптимизированы более
чем на четверть. Однако перекладывание на клиентов расходов за уведомления по счетам может обернуться для банков
повышенным вниманием госрегуляторов, предупреждают эксперты.
С октября "Русский стандарт" отменяет бесплатную почтовую рассылку выписок о состоянии счета для своих клиентов.
Информацию о зачислениях на их счета, списаниях, начисленных штрафах заемщики теперь будут получать платно. В call-центре банка "Ъ" ответили, что плата составит 15 рублей в месяц. Желающие могут получать выписки бесплатно по электронной почте.
Ближайший конкурент "Русского стандарта" - ХКФ-банк ввел плату за извещения по кредитным картам с 16 июня. "Плата была введена для возмещения расходов банка в связи с кризисом,- объяснили "Ъ" в пресс-службе ХКФ-банка.
Экономия на рассылке извещений позволит банкам существенно сократить расходы. Клиентская база ХКФ-банка насчитывает 16 млн человек, активных "карточных" клиентов среди них на конец первого квартала было около 2 млн (всего выпущенных карт - около 10 млн). Таким образом, ХКФ-банку удастся сэкономить на почтовых расходах около 30 млн рублей в месяц. У "Русского стандарта" экономия может составить свыше 100 млн рублей в месяц, учитывая более широкую клиентскую базу (около 25 млн человек).
Среди участников рынка пока нет готовых последовать примеру лидеров рынка потребительского кредитования.
"Расходы на информирование существенны, однако как минимум один бесплатный и доступный всем способ информирования должен сохраняться",- сообщили в пресс-службе ВТБ 24.
Получать информацию по счетам через интернет не составит проблем для заемщиков, поскольку основная часть клиентов - городское население, пенсионеров среди них почти нет, уверяют и в "Русском стандарте", и в ХКФ-банке. "Банки лукавят",- указывает глава КонФОП Дмитрий Янин. "Это заемщики, которые брали кредит на утюг,- говорит он.- Довольно бедный срез населения, есть среди них и пенсионеры. И мы неоднократно получали от них жалобы". Электронную почту нельзя считать надлежащим способом уведомления банковских клиентов, считает он. "Впрочем, это предмет для исследований Роспотребнадзора и ФАС",- оговаривается господин Янин.
Между тем регуляторы неоднократно поднимали вопрос об информировании клиентов банками. "Когда на рынке проблемы, издержки переносятся на плечи потребителей, это общепринятая практика,- говорит замглавы ФАС Андрей Кашеваров.- Чтобы урегулировать вопрос, надо принять законодательные изменения. Однако пока рынок и регуляторы не пришли к консолидированному мнению".
Наталия Ъ-Биянова




SIA.RU: Главное