Новости

Рассмотрение Госдумой законопроекта, направленного на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, перенесено на январь

Совет Госдумы в понедельник принял решение о переносе на январь рассмотрение в первом чтении проект "О внесении изменений в статьи 25 и 27.5-2 федерального закона "О рынке ценных бумаг". Об этом ПРАЙМ-ТАСС во вторник сообщили в комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам.
               
Законопроект, внесенный депутатом Владиславом Резником, направлен на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг.
               
В настоящее время упрощенная процедура эмиссии действует в отношении биржевых облигаций, а также облигаций, в размещении которых участвуют брокеры и которые прошли листинг на фондовой бирже. Эмиссия данных облигаций освобождена от регистрации отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ и предусматривает представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска /дополнительного выпуска/.
               
Процедура эмиссии иных облигаций, т.е. облигаций, размещаемых путем закрытой подписки, и облигаций, которые хотя и размещаются путем открытой подписки, но не предназначены для обращения на фондовой бирже, остается недостаточно удобной. Необходимость регистрации отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ удлиняет срок эмиссии таких облигаций, увеличивает риски инвесторов-приобретателей облигаций и усложняет определение доходности облигаций.
               
Регистрация отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/, как форма контроля соблюдения процедуры эмиссии облигаций, представляется В.Резнику, недостаточно обоснованной. Характер нарушений, которые могут возникнуть после регистрации выпуска облигаций на этапе их размещения, позволяет решать связанные с этим споры, обычно представляющие собой споры о возмещении убытков, в судебном порядке. Таким образом, предупредительный характер подобного контроля не является таким важным как в случае эмиссии акций.
               
Сложная процедура эмиссии облигаций приводит к тому, что компании предпочитают вместо выпуска облигаций прибегать к выпуску векселей, использование которых, хотя и является искусственным, демонстрирует потребность в долговом инструменте, сходном с ними по простоте и скорости выпуска. При этом, биржевые облигации и облигации, прошедшие листинг на фондовой бирже, не полностью удовлетворяют такую потребность, поскольку векселя в отличие от данных облигаций являются инструментом внебиржевого рынка.
               
С учетом этого, законопроект предусматривает отказ от регистрации отчета об итогах выпуска облигаций и замену его на уведомление при условии, что услуги по размещению облигаций оказывались брокером. Оказание брокером услуг эмитенту по размещению облигаций является дополнительной гарантией и методом контроля со стороны брокера за надлежащим соблюдением эмитентом процедур размещения облигаций.
               
Такое решение позволяет ускорить выпуск облигаций, обращение которых сможет начаться сразу после представления уведомления в регистрирующий орган, что позволяет уменьшить риски инвесторов и более эффективно определить их доходность, а также делает их более привлекательными для разных групп инвесторов.
               
При этом законопроект делает отдельные исключения для облигаций, конвертируемых в акции, и облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом.
               
Для облигаций, конвертируемых в акции, предлагается предусмотреть процедуру эмиссии, аналогичную процедуре эмиссии акций, и предоставляющую возможность эмитенту таких облигаций представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ только при их размещения путем открытой подписки, при условии, что услуги по такому размещению оказывались брокером и ценные бумаги соответствующего выпуска включены фондовой биржей в котировальный список. Подобные требования, в том числе, позволят исключить возможность обойти процедуру эмиссии акций путем выпуска облигаций, конвертируемых в акции.
               
Для облигаций, обеспеченных залогом, процедура регистрации отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ должна быть сохранена в связи с тем, что на этапе регистрации отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ регистрирующий орган проверяет регистрацию залога соответствующего имущества.
               
Кроме того, поскольку уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии в настоящее время не распространяется на акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, кредитных организаций, законопроектом предполагается уравнять статус кредитных организаций со статусом иных организаций в части предоставления уведомления об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ эмиссионных ценных бумаг.
               
Уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии обеспечивает возможность осуществления так называемого первоначального предложения ценных бумаг /IPO/ на правилах, сходных с правилами, действующими на всех развитых рынках.
               
Законопроект предусматривает отсрочку его вступления в силу для того, чтобы Банк России, к компетенции которого в настоящее время относится утверждение нормативных актов, регулирующих эмиссию ценных бумаг кредитных организации, мог привести их в соответствие с новыми правилами, предусмотренными законопроектом.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное