Новости

"Социальные сети изменили интернет, и они будут во многом определять следующий этап его эволюции"

Управляющий фондом "Финам-Информационные технологии", гендиректор компании "Бегун" (разработчик системы контекстной рекламы) Алексей Басов

-- Пока социальные сети зарабатывают мало или вообще не зарабатывают. Но заметно, что они становятся популярными не только среди пользователей, но и среди инвесторов. Чем эти проекты привлекательны для последних?

-- Социальные сети раскрывают новый потенциал интернета -- как средства самореализации и общественной коммуникации людей. Если раньше интернет использовался преимущественно как источник информации и медийного развлекательного контента, то сегодня он становится платформой для социальной активности. Это определяет принципиально новую роль глобальной сети в жизни общества. С социальными сетями в частности и вообще с концепцией Web 2.0 как общественного, а не редакционного вещания связывают следующий этап эволюции интернет-индустрии.

Сегодня даже на российским рынке есть немало примеров, когда сравнительно небольшие компании создают и поддерживают проекты, скорость роста аудитории которых перекрывает все прежние рыночные представления об успехе. Такие проекты за короткий промежуток времени начинают конкурировать по охвату аудитории с общепризнанными
лидерами, в развитие которых были инвестированы годы труда и десятки миллионов долларов. В предчувствии фундаментальных рыночных изменений инвесторы активно входят в новую для себя "тему" социальных сетей. В
каком-то смысле это, разумеется, пузырь с его неизбежными признаками -- высокой спекулятивной стоимостью и модой в инвестиционном сообществе. Однако нельзя не признать, что социальные сети изменили интернет, и они будут во многом определять следующий этап его эволюции.

-- По вашим оценкам, какую долю социальные сети будут занимать в следующем году по аудитории и выручке от рекламы?

-- Очевидно, что лидеры этого сегмента будут сопоставимы с крупнейшими порталами рунета. Последние будут развивать собственные социальные составляющие, чтобы удержать аудиторию и задействовать новые драйверы роста. Думаю, сохранение порталами лидерства по охвату аудитории будет зависеть именно от их способности социализировать свою аудиторию.

С выручкой -- интереснее и сложнее. Задачу эффективно монетизировать колоссальную аудиторию, которую аккумулируют социальные сети, рынок целенаправленно штурмует уже пару лет. В первую очередь, разумеется, решение ищется в рекламной модели, ведь с социальными сетями связывают быстрый рост аудитории, ее высокую активность, широкие
возможности сегментации и, соответственно, формирования рекламного продукта. Игроки пробуют совершенно разные принципы, когда носителем рекламы может быть и площадка, и контент, и даже сами пользователи.
Но до сих пор рынок не выработал некоего индустриального стандарта, превращающего социальную сеть в бизнес. Поэтому вовсе необязательно, что социальные сети будут занимать заметную долю в рекламном рынке 2008 года, и уже точно она не будет пропорциональна собранной ими аудитории.

-- Какие методики оценки применяются к социальным сетям? Например, Forticom приобрел 30% оdnoklassniki.ru за $10 млн. На этой неделе эксперты называли нам справедливую оценку этого портала -- $500 млн...

-- Методики оценки социальных сетей используются те же, что и при оценке других интернет-проектов, не обладающих положительными финансовыми потоками. Это сходные сделки, учитывающие стоимость пользовательской базы, стоимость аудитории. Но необходимо понимать, что независимо от принципов оценки, в цену продавец стремится заложить перспективы, будущее. Пока -- в том числе и в оценках -- это рынок ожиданий. Это обычное явление в венчурном бизнесе, и
интернет-индустрия привыкла, что в ней регулярно присутствует спекулятивная составляющая.

-- Чем рискуют инвесторы социальных сетей?

-- Социальные сети являются венчурными, высокорискованными проектами, с нечеткими сроками возврата инвестиций, оценка стоимости которых представляет существенные сложности. Поэтому инвесторы входят в подобные активы с целями, которые можно сформулировать девизом "Все или ничего". Основные опасения -- это многократно завышенная оценка
входа, а также необходимость неопределенно долгое время финансировать проект в ожидании, пока он найдет свою бизнес-модель. Может так оказаться, что сегодняшние социальные сети -- это лишь прообраз тех сервисов, которые будут доминировать в ближайшем будущем и поэтому занимают временную экологическую нишу. Кроме того, им присущи все
риски интернет-бизнесов вообще: плотная конкуренция в любом очевидном сегменте, возможность быстрого повторения со стороны крупных национальных и глобальных игроков, колоссальная зависимость от команды и технологии.

-- Как интерес к социальным сетям скажется на стоимости других интернет-активов?

-- Интернет-бизнесы сегодня в большинстве случаев оцениваются исходя из финансовых показателей. Инвесторы исповедуют здравый и прагматичный подход, равно как и владельцы компаний. В этом смысле социальные сети живут параллельно индустрии, хотя и по праву -- в своей истории рынок фактически не имел опыта наращивания аудитории с
такой скоростью и в таких объемах. Поэтому нельзя сказать, что повышенный инвестиционный интерес к социальным сетям существенно влияет на стоимость других интернет-активов. Интернет-индустрия сегодня слишком велика, чтобы мы могли наблюдать такие эффекты.

Интервью взяла Юлия Ъ-Куликова

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное