Программа утилизации автомобилей в России может закончиться уже в мае. За два месяца после старта программы Минпромторг выдал более половины предусмотренных скидок. Возобновится их выдача только в 2011 году. Однако реальные продажи машин по программе существенно отстают от выдачи сертификатов дилерам, и Минпромторг опасается, что во второй половине года они станут предметом спекуляций.
В пятницу директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов заявил Reuters, что программа утилизации автомобилей в России может прекратить действие уже в конце мая. "Все положенные 200 тыс. свидетельств (на скидку в 50 тыс. руб. при покупке новой машины и утилизации старой.-- "Ъ"), пожалуй, отдадим недели через три",-- сказал чиновник. Будет ли правительство в этом случае расширять действие программы на 2010 год, господин Рахманов не уточнил. Ранее премьер Владимир Путин говорил, что этого делать не планируется, а в Минпромторге добавляли, что программа может быть возобновлена только с 2011 года из-за ограничения заложенных на нее в бюджет средств -- 10 млрд руб.
Сейчас самой продаваемой, согласно программе, маркой является российская Lada (28,5 тыс. машин, то есть более 75% всех продаж по утилизации). Среди иномарок самым популярным является бренд Renault, но его вклад гораздо меньше (6%, 2,2 тыс. машин). За ним следуют УАЗ (1,5 тыс.), Ford (1,4 тыс.), ГАЗ (1,3 тыс.), Chevrolet (917), Skoda (850) и Fiat (614).
Даже если выдача свидетельств на скидку в мае--июне прекратится, это не приведет к обвальному падению продаж названных марок и авторынка в целом. По уже выданным свидетельствам продано пока не более 37,8 тыс. машин -- по остальным идет процесс оформления автомобилей, то есть даже после остановки выдачи свидетельств машины будут продаваться по уже выданным свидетельствам. Кроме того, даже если по всем 200 тыс. свидетельств, участвующим в программе, будут куплены новые автомобили, это составит только 13% продаж новых машин в 2009 году (1,5 млн шт.). Это означает, что программа утилизации поддерживает российский авторынок, но не является его основой.
Наверное, проблема не столько в том, что в мае--июне Минпромторг может прекратить выдачу свидетельств на получение скидок, сколько в том, что пока непосредственные продажи машин сильно отстают от темпов выдачи сертификатов, говорит Иван Бончев из Ernst&Young. С одной стороны, отмечает эксперт, это страхует рынок от резкого падения за счет отложенного спроса, но, с другой стороны, говорит о том, что машина продается только по каждому третьему выданному свидетельству (37,8 тыс. продаж из 111 тыс. скидок). Действительно, признает Алексей Рахманов, ряд дилеров запросили у министерства более 100 свидетельств на скидку, а продали не более десяти машин. Это говорит о том, что к лету, когда свидетельства закончатся, уже выданные сертификаты могут начать поступать на черный рынок, считает чиновник. Чтобы исключить это, Минпромторг намерен в ближайшие два месяца выписать свидетельства преимущественно тем дилерам, которые поддерживают высокую динамику продаж.
Дмитрий Беликов
В пятницу директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов заявил Reuters, что программа утилизации автомобилей в России может прекратить действие уже в конце мая. "Все положенные 200 тыс. свидетельств (на скидку в 50 тыс. руб. при покупке новой машины и утилизации старой.-- "Ъ"), пожалуй, отдадим недели через три",-- сказал чиновник. Будет ли правительство в этом случае расширять действие программы на 2010 год, господин Рахманов не уточнил. Ранее премьер Владимир Путин говорил, что этого делать не планируется, а в Минпромторге добавляли, что программа может быть возобновлена только с 2011 года из-за ограничения заложенных на нее в бюджет средств -- 10 млрд руб.
Сейчас самой продаваемой, согласно программе, маркой является российская Lada (28,5 тыс. машин, то есть более 75% всех продаж по утилизации). Среди иномарок самым популярным является бренд Renault, но его вклад гораздо меньше (6%, 2,2 тыс. машин). За ним следуют УАЗ (1,5 тыс.), Ford (1,4 тыс.), ГАЗ (1,3 тыс.), Chevrolet (917), Skoda (850) и Fiat (614).
Даже если выдача свидетельств на скидку в мае--июне прекратится, это не приведет к обвальному падению продаж названных марок и авторынка в целом. По уже выданным свидетельствам продано пока не более 37,8 тыс. машин -- по остальным идет процесс оформления автомобилей, то есть даже после остановки выдачи свидетельств машины будут продаваться по уже выданным свидетельствам. Кроме того, даже если по всем 200 тыс. свидетельств, участвующим в программе, будут куплены новые автомобили, это составит только 13% продаж новых машин в 2009 году (1,5 млн шт.). Это означает, что программа утилизации поддерживает российский авторынок, но не является его основой.
Наверное, проблема не столько в том, что в мае--июне Минпромторг может прекратить выдачу свидетельств на получение скидок, сколько в том, что пока непосредственные продажи машин сильно отстают от темпов выдачи сертификатов, говорит Иван Бончев из Ernst&Young. С одной стороны, отмечает эксперт, это страхует рынок от резкого падения за счет отложенного спроса, но, с другой стороны, говорит о том, что машина продается только по каждому третьему выданному свидетельству (37,8 тыс. продаж из 111 тыс. скидок). Действительно, признает Алексей Рахманов, ряд дилеров запросили у министерства более 100 свидетельств на скидку, а продали не более десяти машин. Это говорит о том, что к лету, когда свидетельства закончатся, уже выданные сертификаты могут начать поступать на черный рынок, считает чиновник. Чтобы исключить это, Минпромторг намерен в ближайшие два месяца выписать свидетельства преимущественно тем дилерам, которые поддерживают высокую динамику продаж.
Дмитрий Беликов




SIA.RU: Главное