Новости

Закон о торговле предъявлен торговым сетям. Ритейлеры обещают МЭРТу пустые полки

Вчера в ФАС состоялось фактически первое публичное обсуждение законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", который призван сбалансировать отношения между поставщиками и сетевыми ритейлерами для предотвращения резких скачков цен на товары.

Подготовленная ФАС глава проекта состоит из трех статей. Первая статья, "Доминирующее положение", снижает порог доминирования для субъекта розничной торговли на оптовом рынке, где он приобретает товар, с общих для всех 35 до 15%, для группы из трех субъектов (с минимальной долей одного 3%) -- до 20%, из пяти -- до 30%. Начальник управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев пояснил: "У нас производственных мощностей в два раза больше, чем розничных. Сети пользуются дефицитом торговых мест и заставляют поставщиков уходить с рынка. В итоге сети развиваются, а отставание роста производства скоро приобретет угрожающие масштабы. Поэтому мы связываем розничный рынок с оптовым". Он заверил, что при достижении пороговых значений "никаких офицеров ФАС в супермаркетах
не будет": субъект попадает в реестр, и на него будут налагаться "ценовые" или "поведенческие" условия.

Вторая статья, "Порядок установления доминирующего положения", дает ФАС право утверждать порядок определения доминирующего положения субъекта и изменять границы рынка, на котором он доминирует, с учетом общего объема розничного товарооборота. Третья статья, "Антимонопольные требования при осуществлении торговой деятельности",
запрещает субъекту иметь долю в розничном товарообороте в установленных границах свыше 35%. Все сделки субъектов, имеющих более высокую долю рынка, и увеличение их доли происходят с разрешения ФАС.

Первым подверг резкой критике предложения ФАС гендиректор ОАО "Магнит" Сергей Галицкий. "Я противник закона",-- заявил он и пояснил, что все эти ограничения приведут лишь к проблемам с товарами. "Мы не имеем отношения к росту цен. Мы лишь трубопровод, который доносит товар до покупателя. Рост цен связан с ростом цен на сельхозпродукцию. А мы даем лишь торговую наценку. У нас норма прибыли 3%, а у производителей -- в разы больше",-- пояснил он и добавил, что у розницы нет конфликта с производителями, с них не требуют плату за вход, сети не берут лишь продукты, по которым потери
выше, чем выручка, а за хорошими производителями "сами бегают". Он также обратил внимание, что в ст. 3 есть "коррупционные моменты": "Кто и как при увеличении доли свыше 35% будет решать, как записано в тексте, 'не создается ли возможность для устранения конкуренции на рынке'? Я даже тариф на это представляю!"

Председатель совета директоров ОАО "Седьмой континент" Владимир Карнаухов объяснил, что "поставщики растут вслед за ростом сетевой торговли". Проект же "не дает импульсов для роста, только останавливает и удерживает". По его мнению, пороги доминирования устанавливать преждевременно. По его мнению, одна из самых опасных норм -- наделение уполномоченного органа исполнительной власти правом утверждать перечни товаров розничной торговли (для расчетов доли субъекта на рынке).

Критика не смутила представителей МЭРТа. Начальник отдела МЭРТа по регулированию внутренней торговли Надежда Кузнецова сообщила, что министерство начинает ежедневные совещания для обсуждения проекта закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Более того, в него предполагается внести норму о
регулировании цен на социально значимые продукты (не более пяти видов, как заверила начальник отдела).

Ъ будет следить за развитием событий.

Ирина Ъ-Граник


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное