Новости

Надувательство с прибылью. В поисках собственного прибыльного дела корреспондент "Денег" обратился к становящемуся все более популярным в российских городах бизнесу на надувных аттракционах

Все чаще в городских парках можно увидеть, как веселится детвора на надувных аттракционах. Надувные батуты и горки самых причудливых форм и разнообразного дизайна сегодня есть практически в каждом месте, куда люди приходят отдохнуть, погулять вместе с детьми, а в хорошую погоду к этим ярким аттракционам выстраиваются целые очереди. Ни детей, ни взрослых надувные элементы в виде сказочных персонажей не оставляют равнодушными. По мне, так на свете мало что может сравниться с детским смехом. А если он к тому же способен приносить прибыль, вообще замечательно. Тем более что собственный бизнес всегда развязывает руки, ведь работаешь на себя, а не "на дядю". Но хотелось бы понять, насколько сложное это занятие, ведь при первом взгляде на этот тип развлечения кажется, что инвестиции в открытие не должны быть большими, а окупаемость -- долгой. Я получил редакционное задание: прицениться к какому-нибудь аттракциону и попробовать войти на этот рынок.

Китай vs Россия
По словам вице-президента Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Бориса Рабиновича, их история в отечественном аттракционном бизнесе началась вместе с перестройкой, когда возникли первые кооперативы. А вообще, как утверждают эксперты, идея делать деньги на пневматических аттракционах в России стала захватывать предприимчивых людей не так давно, с середины 2000-х. Не было бы спроса, не было бы и предложения. "Интерес к этому бизнесу высокий, у нас много повторных обращений,-- говорит директор по маркетингу компании "Дирижабль" Александр Ветров.-- Так, если заказ будет сделан сейчас, мы сможем поставить аттракцион только в июле".

Сегодня интернет, если забить в поисковую строку словосочетание "надувные аттракционы", выдает уже целую россыпь предложений от российских компаний -- производителей оборудования. "Но, как и во всем мире, на рынке присутствует китайская продукция достаточно приличного качества,-- объясняет мне Андрей Плесков, гендиректор компании "Аттракцион ЭКСПО". Например, на крупнейшей выставке аттракционного оборудования в мире, проходящей в США, практически 85% -- это батуты китайского производства. И по цене они, безусловно, дешевле, чем аналогичные российские".

Впрочем, качество китайских аттракционов не всегда выдерживает критику. Частный предприниматель Олег Кулемин не советует останавливать свой выбор на продукции из Поднебесной: "Низкая цена чаще всего объясняется тем, что китайцы продают батуты из материала, вес которого -- 450 г на 1 кв. м, и это не особенно афишируется. Срок службы такого батута -- максимум два сезона, в то время как нормальный вес -- 650 г на 1 кв. м материала". К тому же цена китайского батута после таможенных сборов будет близка к той, что выставляют российские производители. Существенным минусом является и быстрый выход из строя вентиляторных нагнетателей воздуха, работающих от электросети. Так что, считает Олег Кулемин, лучше не экономить (в конечном счете обойдется дороже) и выбрать российского поставщика.

Как уверяет Александр Ветров, разумнее всего начинать бизнес либо с горки, либо с совмещенного с горкой батута. Цена -- от 110 тыс. руб. "В целом дорогие и дешевые аттракционы не покупают, больше всего покупок на сумму от 150 тыс. руб.",-- говорит он. Причем, судя по опыту, отмечает Ветров, больше всего детей привлекают аттракционы закрытого типа, куда можно забраться, полазить там и потискаться. Желательно, чтобы внутри батута были игровые элементы для детей. Что ж, горка так горка.

Определившись с производителем, можно приступать к поиску площадки для размещения моей горки. Причем следует присматривать не просто проходное место, а место массового скопления отдыхающих, объясняет Михаил Злотко. По словам Бориса Рабиновича, выбор места для размещения требует проведения минимально необходимых маркетинговых исследований -- посещаемости площадки, ее доступности по транспорту, уровня благосостояния потенциальных посетителей. По общему мнению специалистов, идеально подходят парки отдыха.

Чтобы разместить свою горку в парке, я должен заключить договор размещения с администрацией. Именно размещения, а не аренды: земля принадлежит государству, дирекция парка -- арендатор. В договоре будет указано, что должен сделать арендодатель (предоставить площадь, доступ к электросети, охрану, ограждение), а также сумма вознаграждения. По словам Михаила Злотко, стоимость аренды 1 кв. м колеблется от 500 руб. до 2,5 тыс. руб. в месяц.

Предприниматели советуют по возможности размещать свой аттракцион рядом с другими. На форуме бизнес-идей homeidea.ru пользователь под ником Kengo, занимающийся именно таким бизнесом, отмечает, что у этой стратегии есть ряд преимуществ. "Мало кто готов ехать куда-нибудь в субботу, чтобы "попрыгать" своего ребенка на одном лишь батуте. Больше аттракционов -- больше народу, больше и вам клиентов,-- рассуждает Kengo.-- Меньше потратитесь на рекламу, народ уже будет знать, что в этом конкретном месте стоят аттракционы. Кроме того, можно договориться, чтобы они в своей кассе продавали билеты на ваш аттракцион. Таким образом, не будет возни со своими билетами и воровства операторов будет поменьше. Да и инфраструктура уже есть: парковки, транспорт, электричество".

Место непосредственного размещения аттракциона должно быть ровным и чистым: бетонная, асфальтовая площадка или газон. Нужно внимательно проследить, нет ли рядом возможных опасностей -- автомобильных дорог, воздушных линий электропередачи или других препятствий с опасными выступами (заборы, деревья).

Вопрос безопасности аттракционов довольно серьезный и стоит того, чтобы уделить ему пристальное внимание. Как рассказывает пользователь Kengo, не так просто установить надувной батут, он должен иметь якоря -- бетонные блоки, не позволяющие ему улететь при ветре. "В России не один случай, когда батут отрывался и накрывал собой детей, есть, к сожалению, смертельные случаи,-- пишет он.-- Таскать такие блоки с собой -- представьте себе сами. Если батут маленький, еще куда ни шло. Чем больше батут, тем больше должны весить блоки. Наши предприниматели заливают в старые покрышки бетон или вкапывают блоки в землю, а уж к ним крепят батут".

При эксплуатации на песке или загрязненных поверхностях следует использовать специальную подстилку, чтобы нижние панели батута не так сильно протирались и пачкались. Если точка новая и о ней пока еще никто не знает, можно установить привлекающую внимание подвижную танцующую фигуру -- аэромена (стоимость -- от 19 тыс. руб.), рекомендует Александр Ветров. Кроме того, он советует мне избегать близлежащих кинотеатров: как правило, запланировавшие поход в кино люди готовы потратить деньги именно на него, так что мой аттракцион будет страдать от нехватки клиентов. К слову, если народу мало, Kengo призывает разрешать прыгать на батуте бесплатно, лишь бы кто-нибудь прыгал: у окружающих создается впечатление, что на батуте "постоянно кто-нибудь есть", и своих детей они приведут к вам охотнее.

Как предупреждают меня аттракционщики, следует помнить о том, что отличительной чертой бизнеса такого рода является сезонность. Сезон в России начинается 1 мая, заканчивается 1 октября. Разумеется, на бизнес это накладывает серьезные ограничения. А кроме того, в летний период все карты могут спутать дожди, что, впрочем, негативно сказывается на любом сезонном бизнесе.

Когда наступают холода, пневматические аттракционы можно попробовать разместить в торгово-развлекательных центрах. Но это не так просто. "Самый маленький пневмонадувной батут с компрессором имеет размеры 3 х 5 м и высоту около 2,5-3 м, это минимум 15 кв. м,-- размышляет Андрей Плесков.-- Управляющая компания торгово-развлекательного центра вместо аттракционов с удовольствием разместит у себя, например, стойки по продаже мобильных телефонов. Оборот у этих тумбочек будет значительно больший, чем у огромного батута".

Правда, эксперты оговариваются, что вопрос о размещении аттракционов в межсезонье в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ) не всегда воспринимают в штыки. "Это зависит не только от региона, но и от лояльности руководства данного ТРЦ. Ведь игровые комплексы не только предпринимателю прибыль приносят, но и клиентов приводят в этот центр",-- рассуждает Александр Ветров. К примеру, предприниматель из приморского Уссурийска Сергей Хвостишков рассказал мне, что на зиму он ставит свои аттракционы в развлекательный центр, а прибыль делит с ним пополам. Единственное неудобство: в помещении будет небольшой шум от нагнетателей воздуха. Но и с этим можно легко справиться: многие производители поставляют аттракцион вместе с шумопоглощающей камерой.

Поскольку эксплуатация аттракционного оборудования не является лицензионным видом деятельности, все необходимые документы, нужные мне для начала работы, это сертификат соответствия ГОСТу, техпаспорт на изделие, санитарно-эпидемиологическое заключение (о разрешении контактов с детьми) и разрешение Гостехнадзора.

Бизнесмены говорят, что пневмонадувные аттракционы можно использовать не только на одном месте. Поскольку они достаточно мобильны (их удобно хранить и перевозить, а в свернутом состоянии их объем редко бывает больше 1 куб. м), некоторые игроки переезжают со своими батутами и горками из города в город. "К примеру, один наш клиент рассказал, что в будущем году намерен начать экскурсии,-- говорит Александр Ветров.-- Дело в том, что на своей малой родине возможностей для развития у него не так много (все-таки город провинциальный, маленький), поэтому он планирует несколько батутов разместить внутри своего городка, а дальше закупить небольшой парковый комплекс и посетить с ним 15-20 близлежащих городов, останавливаясь в каждом на 3-5 суток".

Кстати, вопрос о подведении электричества для выездной модели можно решить с помощью бензинового генератора, который, как рассказывают игроки, стоит относительно недорого (можно найти предложения за 15 тыс. руб.) и окупается быстро: за день работы ему нужно всего-то 2-3 л бензина.

Кроме того, многие занимаются прокатным бизнесом: покупают надувные аттракционы у производителей и сдают их в аренду. Такой бизнес как раз хорошо развит в Москве -- в отличие от регионов. Александр Ветров объясняет это тем, что в столице особенно развита практика корпоративных мероприятий, куда можно привезти батуты. В провинции это пока редкость. Средняя стоимость аренды аттракциона -- 15 тыс. руб. за 6-8 часов работы, в стоимость входят доставка и обслуживание.

Как уверяли меня предприниматели, у пневмонадувных аттракционов две особенности -- невысокая стоимость и быстрая окупаемость, поэтому при удачном стечении обстоятельств можно отбить свои затраты за сезон. Что еще нужно начинающему предпринимателю для счастья? "В будний день доход может составить 3-5 тыс. руб., в выходной -- 7-10 тыс. руб. В праздничные дни выручка может достичь 50 тыс. руб.",-- делится расчетами Михаил Злотко.

Время сеанса прыжков на батуте в среднем по России -- 5-10 минут, средняя стоимость сеанса -- 50 руб., рассуждает Александр Ветров. В праздничные дни цена сеанса обычно повышается до 100 руб., а время сеансов сокращается до 3 минут. Понятно, что на праздниках и народных гуляньях батутный предприниматель зарабатывает больше всего.

Если на батуте всегда прыгает один ребенок, то это минимум 12 сеансов в час. Получается 12 сеансов по 50 руб., это 600 руб. в час. В среднем рабочий день составляет восемь часов. Получается, что минимальная выручка за день -- 4,8 тыс. руб. За полный месяц выходит 148,8 тыс. руб. Затраты на зарплату кассира, аренду места и налоги (для индивидуальных предпринимателей упрощенная система налогообложения составляет 6% с доходов) не превысят 50 тыс. руб. "Таким образом, остается около 100 тыс. руб. чистой прибыли. Это минимальная прибыль при условии, что на батуте прыгает только один ребенок",-- говорит Ветров.

Увеличить прибыль можно и с помощью проработанной маркетинговой политики, то есть когда аттракцион предусматривает некую систему скидок и постоянных абонементов, продолжает Ветров. Чем гибче маркетинг, тем выше посещаемость, тем чаще люди приводят своих детей на аттракцион повторно.

РОМАН РОЖКОВ


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное