Александр Панько, генеральный директор центра отдыха «Ерши», депутат Иркутской городской думы, президент Федерации конькобежного спорта Иркутской области
• Про выбор банка. 10 лет назад, в 2000 году мы впервые стали сотрудничать с иркутским городским отделением Байкальского банка Сбербанка РФ. С тех самых пор практически все мои личные платежи и операции группы компаний проходят через Сбербанк. Основная причина -- надежность, поскольку это все-таки главный госбанк страны.
Плюс статус VIP сильно упрощает ведение дел: ко мне прикреплен менеджер, которому я могу позвонить в любой момент. Однажды так и пришлось сделать. Когда был за границей, «карточный» счет оказался заблокирован. Звонок менеджеру -- и все исправили. Оказалось, что в моем договоре с банком на тот момент был пункт, согласно которому я должен сообщать банку о каждом моем выезде за рубеж. Все для того, чтобы неожиданные запросы на списание средств с этого счета из другой страны не были для банка такими уж неожиданными. Сейчас этот пункт из договора убрали.
Интернет-банкингом пользуюсь уже лет пять. Как только Сбербанк ввел Банк-клиент. Существенно экономит время, так как практически все операции совершаются удаленно.
• Про карты. К слову, «пластиком» пользуюсь довольно редко. И в основном за границей. В Иркутске при моем графике работы я в магазинах годами не бываю. Так что редко что-то оплачиваю в принципе. Последний раз это были подарки для семьи.
• Про альтернативные инвестиции. Мой основной принцип при принятии финансовых решений: «Нужно понимать то, что ты делаешь». Поэтому я не играю на фондовом рынке, не пытаюсь заработать на конвертации валют. Все деньги идут прямиком в бизнес.
Сейчас работаем над проектом торгово-бытового центра в микрорайоне Юбилейный. Планируется ввод 20 тысяч квадратных метров. Думаю, населения этого района достаточно, чтобы обеспечить здание покупателями.
• Про кредиты. Сейчас как раз рассматриваем кредитные продукты, чтобы взять заем на строительство центра. Банки, кстати, существенно снизили ставки по кредитам. Если сравнивать со ставками годичной давности. Теперь они сами ищут клиентов: звонят, предлагают взять кредит.
В кризис же Сбербанк, например, повысил нам ставку по уже выданному займу на бизнес. На 4 процентных пункта. На мой вопрос, почему так относятся к своим давним партнерам -- а я, к слову, за все время работы с банком не допустил ни одной просрочки -- в Сбербанке ответили, что остальным заемщикам повысили ставки на 6-8 пунктов. Мы в итоге погасили кредит досрочно.
Это моя обычная практика. К примеру, лет пять назад я брал заем на покупку автомобиля в ВТБ24 на очень выгодных условиях: где-то 10% годовых в долларах. А доллар тогда неуклонно падал. Тем не менее, погасил досрочно, когда появилась возможность. Все-таки при самых привлекательных условиях хоть и небольшой процент, но переплачиваешь.
• Про влияние кризиса. В нашей группе компаний самое сильное влияние кризиса почувствовал складской комплекс «Сиблесстиль». Чтобы удержать арендаторов, пришлось снизить арендные ставки на 20-30%.
Развлекательный комплекс в Ершах пострадал не так значительно. Обороты просели в основном в конце 2008 года: компании отказывались от корпоративов, уже оплаченных банкетов. Как оказалось, больше под воздействием паники. Реального снижения доходов на тот момент еще не произошло.
• Про выбор банка. 10 лет назад, в 2000 году мы впервые стали сотрудничать с иркутским городским отделением Байкальского банка Сбербанка РФ. С тех самых пор практически все мои личные платежи и операции группы компаний проходят через Сбербанк. Основная причина -- надежность, поскольку это все-таки главный госбанк страны.
Плюс статус VIP сильно упрощает ведение дел: ко мне прикреплен менеджер, которому я могу позвонить в любой момент. Однажды так и пришлось сделать. Когда был за границей, «карточный» счет оказался заблокирован. Звонок менеджеру -- и все исправили. Оказалось, что в моем договоре с банком на тот момент был пункт, согласно которому я должен сообщать банку о каждом моем выезде за рубеж. Все для того, чтобы неожиданные запросы на списание средств с этого счета из другой страны не были для банка такими уж неожиданными. Сейчас этот пункт из договора убрали.
Интернет-банкингом пользуюсь уже лет пять. Как только Сбербанк ввел Банк-клиент. Существенно экономит время, так как практически все операции совершаются удаленно.
• Про карты. К слову, «пластиком» пользуюсь довольно редко. И в основном за границей. В Иркутске при моем графике работы я в магазинах годами не бываю. Так что редко что-то оплачиваю в принципе. Последний раз это были подарки для семьи.
• Про альтернативные инвестиции. Мой основной принцип при принятии финансовых решений: «Нужно понимать то, что ты делаешь». Поэтому я не играю на фондовом рынке, не пытаюсь заработать на конвертации валют. Все деньги идут прямиком в бизнес.
Сейчас работаем над проектом торгово-бытового центра в микрорайоне Юбилейный. Планируется ввод 20 тысяч квадратных метров. Думаю, населения этого района достаточно, чтобы обеспечить здание покупателями.
• Про кредиты. Сейчас как раз рассматриваем кредитные продукты, чтобы взять заем на строительство центра. Банки, кстати, существенно снизили ставки по кредитам. Если сравнивать со ставками годичной давности. Теперь они сами ищут клиентов: звонят, предлагают взять кредит.
В кризис же Сбербанк, например, повысил нам ставку по уже выданному займу на бизнес. На 4 процентных пункта. На мой вопрос, почему так относятся к своим давним партнерам -- а я, к слову, за все время работы с банком не допустил ни одной просрочки -- в Сбербанке ответили, что остальным заемщикам повысили ставки на 6-8 пунктов. Мы в итоге погасили кредит досрочно.
Это моя обычная практика. К примеру, лет пять назад я брал заем на покупку автомобиля в ВТБ24 на очень выгодных условиях: где-то 10% годовых в долларах. А доллар тогда неуклонно падал. Тем не менее, погасил досрочно, когда появилась возможность. Все-таки при самых привлекательных условиях хоть и небольшой процент, но переплачиваешь.
• Про влияние кризиса. В нашей группе компаний самое сильное влияние кризиса почувствовал складской комплекс «Сиблесстиль». Чтобы удержать арендаторов, пришлось снизить арендные ставки на 20-30%.
Развлекательный комплекс в Ершах пострадал не так значительно. Обороты просели в основном в конце 2008 года: компании отказывались от корпоративов, уже оплаченных банкетов. Как оказалось, больше под воздействием паники. Реального снижения доходов на тот момент еще не произошло.