Из модной «фишки» интернет-банкинг (ИБ) превратился в России в то, что называют must have. Развитие сетей проводного и беспроводного Интернета привело к тому, что клиенты стали расценивать ИБ как обязательную услугу, которую должен предоставлять каждый уважающий себя банк.
Это раньше банкиры заманивали пользователей в Интернет льготными тарифами и бонусами, теперь такой необходимости нет. В прошлом году банки начали постепенно повышать расценки на некоторые операции в ИБ, приближая их к оффлайновым. Клиенты возмущаются, но не спешат сразу же расставаться со ставшим уже привычным интернет-банком. Тем не менее среди тех, кто совершает много операций через Сеть, стало правилом подключаться к нескольким ИБ и следить за изменениями тарифов банков-«старичков» и за предложениями новых игроков, которые только осваивают поле интернет-банкинга.
Больше товаров — хороших и разных
Рост числа платежей связан не только с проникновением Интернета, но и с расширением функционала систем интернет-банкинга. В 2010 году свои системы модернизировали все — и новички рынка, и те, кто использует этот канал обслуживания уже много лет.
ВТБ 24 создал для клиентов раздел «Мои договоры», где можно получить информацию по своим кредитам и срочным вкладам, открытым как в «Телебанке», так и в отделении банка, сделать выписки по счетам за любой период и распечатать график погашения задолженностей. Вместо нескольких конверсионных операций для конкретных пар валют в «Телебанке» появилась одна операция, с помощью которой клиент может совершить покупку или продажу любой валюты за рубли и осуществлять операции по кросс-курсу.
Альфа-Банк провел интеграцию с системами WebMoney и Qiwi. Через «Альфа-Клик» стало возможно оплатить страховку для выезжающих за рубеж, получить полис на адрес электронной почты, открыть депозит, оплатить налоги, произвести платежи в госучреждения с распечаткой платежных поручений по форме ЦБ.
В «Сбербанке ОнЛ@йн» всем пользователям стала доступна операция по переводу средств с карты на карту, а 80% клиентов — со вклада на карту и с карты на вклад. Кроме того, 60% могут создавать/удалять длительные поручения по картам и счетам. Наконец, в 2010 году у жителей Московского региона появилась возможность распечатать чек по операциям и получить выписки по счету ПФР.
Citibank Online порадовал своих клиентов функцией «Заплати в рассрочку!». Райффайзенбанк доработал функцию пополнения и частичного изъятия депозитов через Raiffeisen CONNECT и создал новый интерфейс для премиальных клиентов.
Пробизнесбанк отложил смену интерфейса и повышение «юзабилити» на 2011 год и сконцентрировался на операциях на финансовых рынках, создав для этого специальный личный кабинет, ввел новые функции по брокерским счетам и гарантийно-инвестиционным счетам, которые используются для работы на рынке Forex.
Наступивший 2011 год имеет все шансы стать годом мобильного банкинга. Весь прошлый год представители как крупнейших, так и небольших банков не уставали заявлять о скором запуске в эксплуатацию системы, которую оценят по достоинству поклонники ультрасовременных гаджетов.
Главное, чтобы он был защищенным
Оборот средств в интернет-банках становится все больше. Следовательно, и интерес преступников к онлайн-сервисам растет. Банкиры признают, что атаки со стороны хакеров участились и с этим приходится активно бороться.
Сбербанк в 2010 году установил лимиты по операциям в Интернете, 60% клиентов получили возможность самостоятельно устанавливать индивидуальные лимиты на совершение операций в «Сбербанке ОнЛ@йн». Кроме того, в банке была усовершенствована технология подтверждения операций, разработаны дополнительные инструкции и руководства для пользователей, осуществляется непрерывный мониторинг обращений клиентов о подозрениях в мошенничестве.
По словам начальника отдела дистанционного банковского обслуживания ВТБ 24 Елены Дегтевой, большинство изменений в системе безопасности ИБ либо носили административный характер, либо были связаны с усовершенствованием правил идентификации. Так, были введены новые требования к паролю и псевдониму, а также обязательный запрос переменного кода при входе в систему. На экранах входа был сделан акцент на текст-предупреждение с рекомендациями по безопасной работе в системе, проведена калибровка лимитов по операциям, некоторые операции были переведены в более безопасный режим.
Райффайзенбанк усилил безопасность за счет введения дополнительного SMS/mail информирования по операциям в системе (и по неуспешным карточным авторизациям), а также гибких лимитов на оплату услуг (с учетом типа клиента).
Вице-президент Пробизнесбанка Андрей Филь рассказал, что «система безопасности глобально в 2010 году не менялась». «Сейчас она обеспечивается логином, паролем и картами с одноразовыми ключами, которыми можно подтверждать вход (по желанию клиента) и операции (обязательно), также включена возможность ввода данных с виртуальной клавиатуры. В 2010 году добавили настройку SMS-уведомления при входе в «Электронный банк». На 2011-й рассматриваются различные варианты изменения системы безопасности, например интеграция карты паролей «Электронного банка» с чиповой картой MasterCard (OTP карты)», — указал Филь.
Леонид ЧУРИКОВ




SIA.RU: Главное