Федеральная антимонопольная служба намерена вернуться к обсуждению формулы конкурентной цены на нефтепродукты. Как сообщил "Ъ" высокопоставленный источник в ФАС, сегодня законопроект будет направлен вице-премьерам Игорю Сечину и Игорю Шувалову. Согласно предложению ФАС, внутренние цены на нефтепродукты в РФ должны будут определяться на основании мировых цен по следующей формуле: мировые цены (котировки на площадках в Роттердаме и Сингапуре) минус расходы на транспортировку и экспортная пошлина. Отклонение от полученного netback более чем на 1,5% будет рассматриваться ФАС как установление монопольных цен.
Впрочем, даже в самой службе не верят в принятие этого законопроекта, называя его "пугалкой".
Напомним, что до недавнего времени ФАС рассматривала биржевую торговлю как панацею от установления монопольных цен и единственный источник индикативной рыночной цены. Именно развитие биржевой торговли свело на нет споры о формуле конкурентной цены на нефтепродукты, которые до начала 2010 года вели Минэкономики, Минэнерго, ФАС и нефтяники. Однако резкий рост биржевых цен на авиакеросин в конце 2010 года, а затем и на зимнее дизтопливо заставил ФАС вернуться к обсуждению формулы цены. В конце января глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что в службе удивлены тем, что цены на биржах РФ опережают рост мировых котировок: цены на дизтопливо достигли 30 тыс. руб. за тонну, превысив цены на 95-й бензин. В ФАС заявили, что подобные цены слишком высоки для конкурентных, и обратились в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой проверить сделки на предмет манипулирования ценами. По результатам анализа, который планируется завершить 8-10 февраля, ФАС намерена принять решение о возбуждении третьей волны антимонопольных дел в отношении крупнейших нефтяных компаний, которые еще не до конца рассчитались с выплатой миллиардных штрафов, наложенных на них ФАС в рамках второй волны. Как пояснили в ФАС, нарушения, вскрытые в рамках третьей волны, будут квалифицироваться как рецидив, соответственно, штрафы будут удвоены и могут достичь 9% от оборота компании.
Аналитики полагают, что нервная реакция ФАС на рост биржевых котировок объясняется тем, что в декабрьском росте цен виновата сама антимонопольная служба. "В конце прошлого года ФАС начала ограничивать цены на авиационный керосин, чем спровоцировала дефицит. Удовлетворять спрос на пороге зимы пришлось за счет дизельного топлива. В результате дефицит керосина вызвал рост цен не только на сам керосин, но и на зимнее дизтопливо, компонентом которого является керосин",-- пояснил эксперт, попросивший не называть его имени, чтобы не ссориться с ФАС. Возврат ФАС к обсуждению формулы цены в нынешних условиях, по мнению эксперта, также бесперспективен: даже если закон будет принят, любая нефтяная компания сможет доказать в суде, что ее netback отличается от расчетов ФАС.
В ЛУКОЙЛе "Ъ" заявили, что уже высказывали свою отрицательную позицию в отношении формулы цены ФАС, уточнив, что премия в 1,5% к netback не обеспечит рентабельность поставок на внутренний рынок.
Впрочем, даже в самой службе не верят в принятие этого законопроекта, называя его "пугалкой".
Напомним, что до недавнего времени ФАС рассматривала биржевую торговлю как панацею от установления монопольных цен и единственный источник индикативной рыночной цены. Именно развитие биржевой торговли свело на нет споры о формуле конкурентной цены на нефтепродукты, которые до начала 2010 года вели Минэкономики, Минэнерго, ФАС и нефтяники. Однако резкий рост биржевых цен на авиакеросин в конце 2010 года, а затем и на зимнее дизтопливо заставил ФАС вернуться к обсуждению формулы цены. В конце января глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что в службе удивлены тем, что цены на биржах РФ опережают рост мировых котировок: цены на дизтопливо достигли 30 тыс. руб. за тонну, превысив цены на 95-й бензин. В ФАС заявили, что подобные цены слишком высоки для конкурентных, и обратились в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой проверить сделки на предмет манипулирования ценами. По результатам анализа, который планируется завершить 8-10 февраля, ФАС намерена принять решение о возбуждении третьей волны антимонопольных дел в отношении крупнейших нефтяных компаний, которые еще не до конца рассчитались с выплатой миллиардных штрафов, наложенных на них ФАС в рамках второй волны. Как пояснили в ФАС, нарушения, вскрытые в рамках третьей волны, будут квалифицироваться как рецидив, соответственно, штрафы будут удвоены и могут достичь 9% от оборота компании.
Аналитики полагают, что нервная реакция ФАС на рост биржевых котировок объясняется тем, что в декабрьском росте цен виновата сама антимонопольная служба. "В конце прошлого года ФАС начала ограничивать цены на авиационный керосин, чем спровоцировала дефицит. Удовлетворять спрос на пороге зимы пришлось за счет дизельного топлива. В результате дефицит керосина вызвал рост цен не только на сам керосин, но и на зимнее дизтопливо, компонентом которого является керосин",-- пояснил эксперт, попросивший не называть его имени, чтобы не ссориться с ФАС. Возврат ФАС к обсуждению формулы цены в нынешних условиях, по мнению эксперта, также бесперспективен: даже если закон будет принят, любая нефтяная компания сможет доказать в суде, что ее netback отличается от расчетов ФАС.
В ЛУКОЙЛе "Ъ" заявили, что уже высказывали свою отрицательную позицию в отношении формулы цены ФАС, уточнив, что премия в 1,5% к netback не обеспечит рентабельность поставок на внутренний рынок.




SIA.RU: Главное