Шведский Kontakt East Holding, некогда крупнейший в России издатель телефонных справочников "Желтые страницы", полностью отказался от этого бизнеса из-за его бесперспективности. Вместо этого шведы решили развивать интернет-проект Yell.ru, собирающий отзывы о компаниях. В мире из подобных стартапов стать успешными смогли считанные единицы.
Издание в России телефонных справочников было основным бизнесом для Kontakt East с момента основания холдинга в 2006 году. В 2007-м Kontakt East купил своего конкурента, кипрскую YPI Yellow Pages Ltd, издававшую под тем же брендом "Желтые страницы" справочники в той же Москве, Петербурге, а также в Перми. Так шведы стали крупнейшим игроком на этом рынке.
Все эти годы Kontakt East был операционно убыточным, следует из отчетности одного из его акционеров. При этом в последние годы ключевым активом стали уже не телефонные справочники, а сервис бесплатных объявлений Avito.
В этом году акционеры полностью отказались от издания справочников, рассказал "Ъ" Кирилл Стародубов, бывший гендиректор входившего в Kontakt East ООО "Желтые страницы", на которое был оформлен весь издательский бизнес. Сначала компания перестала выпускать справочник в Москве, а затем продала все ООО вместе с базой и технологиями менеджменту петербургского офиса.
В 2008 году объем всего российского рынка телефонных справочников мог достичь $87 млн, ранее указывал в своих материалах Kontakt East. В кризисном 2009 году он упал примерно на 40%, а в 2010-м продемонстрировал нулевой прирост, оценивает Кирилл Стародубов.
Вместо выпуска "Желтых справочников" Kontakt East теперь развивает сайт Yell.ru, специализирующийся на отзывах о самых различных компаниях. Эта тема крайне востребована, а ниша пока свободна, уверен господин Стародубов. За последний месяц "Яндекс", по данным его собственной статистики, выдал почти 13,75 млн показов на запросы, содержащие слово "отзыв".
Прообразом для Yell.ru можно считать популярные в США и Европе сайты Yelp.com и Qype.com, глобальная аудитория которых в минувшем июне составила, по данным comScore, 32,7 млн и 11,3 млн уникальных посетителей. Подобные Yelp.com сайты -- очень перспективное направление, соглашается Дмитрий Степанов, директор по продуктам объединенной компании "Афиши" и Rambler. Но, добавляет он, это венчурные проекты: в Америке из многих стартапов успеха добился только yelp.com. "Тот, кто разгадает мотивацию, заставляющую пользователя оставлять свой отзыв, и сорвет весь банк",-- отмечает эксперт.
Инвестиции в новый проект господин Стародубов не раскрывает, отмечая лишь, что по предварительным расчетам проект может выйти на самоокупаемость за пять лет. У Yell.ru уже есть в России конкуренты -- например, Irecommend.ru. Он, как заявлено на его странице, платит авторам отзывов 50 руб. за каждые 1000 отзывов. По данным comScore за июнь, месячная аудитория Irecommend.ru составляет 698 тыс. уникальных посетителей, Yell.ru -- 239 тыс., тогда как в целом интернетом пользуются 48,7 млн россиян.
Сергей Соболев




SIA.RU: Главное