Таможенные органы Сибири возбудили в 2007 г 662 дела об административных правонарушениях и 10 уголовных дел, связанных с незаконным перемещением леса и лесоматериалов /в 2006 году 879 дел об АП, и 11 уголовных/. Об этом было сообщено на выездном Консультативном совете по работе с участниками внешнеэкономических связей Сибирского таможенного управления, на котором обсуждался вопрос таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов и совершенствования взаимодействия таможенных органов с государственными и иными организациями в борьбе с правонарушениями в лесной сфере.
Как отмечалось на совете, экспорт леса из Сибири остается наиболее криминогенной сферой внешнеэкономической деятельности: регулярно выявляются факты занижения стоимости и сортности вывозимой древесины, перегруз железнодорожных вагонов, использование недействительных либо просроченных фитосанитарных сертификатов, вывоз фирмами-однодневками, созданными по подложным документам либо на подставных лиц.
Как отметила заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СТУ Обыскалова Лариса, вопрос о таможенной стоимости вывозимых лесоматериалов остается одним из приоритетных при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на экспорт.
Проведенный анализ динамики таможенной стоимости при экспорте лесоматериалов в 2007 г в сравнении с 2006 г показал рост ценовых показателей 1 куб метра в сравнении с 2006 г:
- по необработанным лесоматериалам - 85,45 долл/куб м, что выше показателя прошлого года на 18,6 проц;
- по обработанным лесоматериалам - 181,62 долл/куб м, рост по сравнению с прошлым годом составил 18,3 проц.
Колебание уровня стоимости 1 куб метра при экспорте лесоматериалов в большинстве случаев объясняется местом произрастания, а, следовательно, качества древесины в зависимости от климатических условий регионов, сортности, сортимента, вида обработки.
Одним из методов упорядочивания экспорта леса может стать применение системы электронного поштучного учета круглого леса /биркование/. Решение о распространении этой системы во всех таможенных органах СТУ принято на заседании коллегии ФТС России в мае 2007 г в Томске. Данная система успешно применяется Иркутской таможней с 2005 г. Братская таможня применяет электронный поштучный учет с мая 2007 г: во 2-ом квартале оформлено 217 куб м лесоматериалов необработанных, а в 4-ом квартале 794 куб м. Динамика положительная, но на фоне общего количества цифра незначительная. Не прижилась эта система и в Красноярском крае: ни один из лесоэкспортеров, которые ранее выразили свою готовность применять данную систему, не приступил к ее использованию.
Участники внешнеэкономической деятельности объясняют это дороговизной бирок для маркировки бревен /5 руб за штуку/ и нерегулярностью их поставок, а также дополнительными затратами на покупку считывающих информацию терминалов, на обучение и содержание специалистов.
По мнению таможенников, основная причина малых объемов декларирования круглого леса с применением биркования - это отсутствие соответствующих требований в законе и отсутствие каких-либо преимуществ для организаций, использующих данную систему.
Вместе с этим продолжается работа по сокращению мест отгрузки экспортной древесины: в 2006 г в Сибири их было более 600, сейчас - 421, что дает возможность проводить полноценный таможенный контроль. Также, реализация леса возможна через "лесные биржи", что позволит решить некоторые проблемы: обеспечение законности вырубки и вывоза древесины; с помощью рыночных механизмов повышение стоимости лесоматериалов и как следствие суммы взимаемых таможенных платежей. Сейчас в Сибири функционирует Байкальская лесная товарная биржа, но ее услугами не могут воспользоваться некрупные экспортеры леса /вступительный взнос составляет 500 тыс руб/.
Также проводится работа по минимизации таможенных формальностей в пунктах пропуска через государственную границу. Совместно с руководством железных дорог таможенниками обустраиваются железнодорожные пункты пропуска современными техническими средствами, которые значительно сокращают время проведения таможенного контроля. Так, автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов "АСКО-ПВ", позволяющая дистанционно контролировать наличия запорно-пломбировочных устройств на вагонах, загрузку вагона и вес товара прямо в движении, уже успешно функционирует на ЖДПП Наушки. Но одного технически оснащенного пункта пропуска для Сибири этого явно недостаточно.
По завершении консультативного совета его участники отметили, что проблему теневого оборота леса можно решить только при жестком контроле с момента заготовки до его реализации. Для этого необходимо тесное взаимодействие таможенных органов, других контрольных и правоохранительных органов, железных дорог и администраций субъектов Российской Федерации.
Среди региональных таможенных управлений Сибирское занимает лидирующие позиции по объемам оформления экспорта леса: в 2007 года оформлено более 97 тыс грузовых таможенных деклараций /на 15,3 проц больше чем в 2006 году/ общей стоимостью более 2,762 млрд долл /увеличение по сравнению с 2006 годом в 1,5 раза/.
Основное оформление экспорта лесоматериалов осуществляется в Иркутской /25,5 проц/, Красноярской /21,6 проц/, Братской /20,5 проц/, Читинской /12,5 проц/, Алтайской /9 проц/, Бурятской /6 проц/ и Томской /3,1 проц/ таможнях.
Лесоматериалы из Сибири вывозятся в 64 стран дальнего и ближнего зарубежья: около 89 проц стоимостного объема приходится на страны дальнего зарубежья, прежде всего - Китай /57 проц/, Японию /8,8 проц/, Египет /6,6 проц/, Ирландию /2,7 проц/ и Германию /2 проц/; среди стран СНГ лидируют Узбекистан - 5,8 проц, Казахстан - 2,6 проц и Таджикистан - 1,9 проц.




SIA.RU: Главное