Количество выездных налоговых проверок за последние четыре года снизилось в 3 раза, при этом их эффективность возросла в 4 раза. Об этом на расширенном заседании коллегии Федеральной налоговой службы РФ сообщили заместитель руководителя ФНС России Татьяна Шевцова.
По ее мнению, анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение этих данных с общедоступными критериями риска, пояснения налогоплательщиков, информация из различных ведомств и баз данных ФНС России позволяет с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, и сконцентрировать усилия инспекторов, занимающихся выездным контролем. Именно такой подход позволил повысить эффективность и качество выездных проверок.
По словам Т.Шевцовой, рост эффективности и результативности налоговых проверок при одновременном снижении их количества свидетельствует не только о качестве планирования и аналитической работы, но также говорит о возросшем качестве самих мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям стал определяющим фактором положительной динамики выигранных налоговыми органами судебных споров.
Кроме того, Т.Шевцова отметила оправданность применявшейся в 2007 г политики открытого процесса планирования выездных налоговых проверок. "Так, если за 2006 г было представлено 416 тыс уточненных деклараций на сумму 18 млрд руб, то в 2007 г представлено 913 тыс деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд руб", - отметила она.
При этом основную сумму уточненных деклараций /более 72 млрд руб, или 86 проц/ составляют уточнения, представленные после направления плательщику уведомления о представлении пояснений в ходе камеральной проверки. Таким образом, аналитические инструменты контроля позволяют ФНС России вести аргументированный диалог с налогоплательщиком и обеспечить своевременное поступление налогов в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства. Вместе с тем своевременное уведомление налогоплательщиков о возможных налоговых нарушениях позволяет им избежать излишнего начисления пеней и штрафов за длительный период по результатам выездной налоговой проверки и самостоятельно скорректировать отчетность. Для ФНС России в настоящее время наиболее актуально решать задачи по контролю и надзору за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика, подчеркивалось на коллегии.
За 2007 г рост поступлений налога на доходы физических лиц составил 36 проц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 28 проц. Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты, созданных в целях мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от минимизации налогов. В 2007 г в зоне риска оказалось около 400 тыс налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД. В результате проведенной работы на начало 2008 г свыше 80 проц налогоплательщиков повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше. Работа по легализации заработной платы оказала существенное влияние на легализацию трудовых отношений, а следовательно, и на социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение.
Кроме этого созданные комиссии на плановой основе исследовали причины убыточности предприятий и перспективы оздоровления их финансово-хозяйственной деятельности. Была проанализирована деятельность 215 тыс убыточных организаций, включенных по результатам аналитической работы в так называемую "группу риска", по которым общая сумма заявленных убытков составила свыше 350 млрд руб. В 2007 г налоговыми органами было приглашено на заседания комиссий более 145 тыс руководителей убыточных организаций. Часть налогоплательщиков представила пояснения причин получения убытков, и в ряде случаев они были приняты. Однако большая часть налогоплательщиков, проведя аудит своей финансово-хозяйственной деятельности, представили уменьшение убытков на 50 млрд руб и заявили прибыль. По данным статистической налоговой отчетности удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21 проц по итогам 2006 г до 17 проц по данным за 9 месяцев 2007 г. Общие результаты работы комиссий по легализации налоговой базы в 2007 г составили более 75 млрд руб дополнительных поступлений в бюджет.




SIA.RU: Главное