Авиакомпании повышают топливные сборы перед отпускным сезоном
В конце апреля все крупнейшие американские авиакомпании сообщили об убытках по итогам первого квартала. Главные причины -- рост цен на нефть и замедление американской экономики. Рост цен на нефть оказывает существенное давление и на бизнес европейских авиакомпаний. По мнению наблюдателей авиаиндустрии и туристического рынка, в преддверии отпускного сезона это приведет к повышению цен на авиабилеты и введению платы за услуги, которые раньше были
бесплатными. Некоторые авиакомпании уже начали поднимать топливный сбор.
Авиакомпании загнаны в угол
В конце апреля ведущие авиакомпании США сообщили о значительных убытках за первый квартал 2008 года. Убытки AMR, владеющей American Airlines, составили $328 млн, убытки Continental Airlines -- $80 млн, United Airlines -- $537 млн. Чистый убыток Delta Air Lines составил $274 млн, Northwest Airlines -- $191 млн. Как сказал главный финансовый директор Northwest Airlines Дейв Дэвис, "эти результаты отражают текущую нестабильность авиаиндустрии и те сложности, с которыми сталкиваются авиакомпании из-за неконтролируемого увеличения расходов, например на топливо".
Впрочем, цены на нефть не единственная головная боль авиакомпаний. В беседе с "Ъ" Мишель Грант, аналитик туристического рынка международной исследовательской компании Euromonitor International, уточнил, что американские компании вынуждены работать в условиях слабеющей экономики, а это чревато падением спроса.
Проблемы американских авиакомпаний выходят на первый план еще и потому, что некоторые из них не так давно вышли из состояния банкротства, к которому их привел общий кризис авиаиндустрии, начавшийся после терактов 11 сентября 2001 года.
Европейские авиакомпании чувствуют себя несколько лучше -- в первом квартале Lufthansa объявила о том, что ее прибыль составила 57 млн евро. Но рост цен на нефть оказывает огромное давление и на европейцев. "Для нашей авиакомпании
увеличатся проблемы, вызванные ростом цен, в частности цен на топливо, и неопределенной экономической ситуацией",-- заявила Lufthansa.
Авиакомпании ищут выход
Эксперты уверены, что для выхода из сложившейся ситуации авиакомпаниям необходимо применить сразу несколько антикризисных мер. Одной из таких мер может стать консолидация, "Ъ" писал об этом 12 февраля. Примером может служить недавнее слияние американских Delta Air Lines и Northwest Airlines, а также приобретение немецкой Lufthansa контрольного пакета британской BMI British Midland.
Более простым способом снизить расходы и компенсировать рост цен на нефть может стать повышение топливных сборов. На прошлой неделе генеральный директор Delta Airlines Ричард Андерсон заявил, что американским авиаперевозчикам для покрытия своих расходов придется поднять цены на билеты на 15-20%. Мишель Грант из Euromonitor International сообщила "Ъ", что в среднем цены на услуги авиакомпаний только в США могут вырасти на 10%.
Кроме этого авиакомпании могут ввести дополнительную плату за услуги, которые раньше были бесплатными. Например, за возможность выбрать место при покупке билета или за вторую единицу багажа.
Обратная сторона антикризисных мер
Впрочем, чрезмерное увлечение антикризисными мерами может породить новые проблемы. При высоком росте цен на авиабилеты спрос на услуги авиакомпаний может упасть. Проанализировав поведение этого сектора рынка за 35 лет, во время периодов экономического расцвета и упадка, аналитик Ван Кордл из AirlineForecasts пришел к выводу, что в среднем
при росте цен на авиабилеты на 1% спрос падает на 1,2%. Однако это соотношение может меняться в зависимости от конкретной авиакомпании и от того, в какой стадии экономического цикла находится та или иная страна.
Одна надежда на демпинг
Постоянное подорожание авиаперевозки -- одна из ключевых проблем отечественной туротрасли. Дело в том, что из-за географического положения России авиаперелет является обязательной составляющей подавляющего большинства "пляжных" туров за границу, тогда как в Европе туроператоры зачастую продают лишь номера в отелях Греции,
Испании, Италии, Хорватии, а до места отдыха турист добирается самостоятельно. Сегодня доля авиаперевозки в стоимости тура достигает от 30% до 50% в зависимости от направления.
Рост расценок на авиатопливо не мог не сказаться на стоимости туров. К примеру, еще в марте туроператор TUI Mostravel Russia известил своих агентов, что с апреля доплата за авиабилет на любой из курортов Египта составит $40 с человека, а в Анталью -- $100 с человека.
Туры будут дорожать и дальше в течение всего летнего сезона, рост может составить 30%, предсказывало в апреле отраслевое информагентство "Турпром". Так и вышло: как уже сообщал "Ъ" 4 мая, с этого месяца авиатопливо подорожало на очередные 12,3%. Отечественные авиакомпании, обеспокоенные возможным снижением пассажиропотока, даже
обратились с предложением к премьер-министру Виктору Зубкову сделать ценообразование авиатоплива более прозрачными и централизовать его продажи.
Впрочем, в условиях стремительно дорожающей перевозки на отдельных направлениях туроператоры предлагают туры по рекордно низким ценам. Так, специализирующийся на турах в Грецию оператор "Пантеон" (51% в феврале приобрела компания "Натали Турс") 29 апреля опубликовал у себя на сайте спецпредложение на отдых на островах после майских
праздников. В отдельных отелях Крита стоимость недельного тура (перелет авиакомпанией "Ямал" из Домодедово) варьировалась от 239 до 315 евро с человека. При этом, как отмечает отраслевое агентство "Банко", себестоимость только авиаперевозки на Крит составляет 350 евро. Такие цены стали возможны благодаря высокой конкуренции на отдельно взятом греческом направлении. О выходе на него в этом сезоне объявили "Натали Турс", Tez Tour, TUI Mostravel Russia. "Операторы демпингуют, чтобы отвоевать свою долю на направлении,-- объясняет господин Казаков.-- В разгар летнего сезона таких спецпредложений будет еще больше".
Седа Ъ-Егикян, Сергей Ъ-Соболев




SIA.RU: Главное