Как рассказал "Ъ" вице-президент "Транснефти" Михаил Барков, во вторник компания направила в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) свои предложения по введению с 1 июля тарифа на прокачку 1 т нефти по участку ВСТО Талакан--Тайшет--Мегет в размере 981,64 руб. ($41,15). Глава департамента ФСТ по нефти и газу Денис Волков сообщил, что пока предложений не видел и не может их прокомментировать.
Протяженность участка Тайшет--Талакан составляет 1092 км, всей линейной части первой очереди ВСТО -- 2694 км. Нефть с принадлежащего "Сургутнефтегазу" Талаканского месторождения должна начать поступать в ВСТО еще до завершения строительства первой очереди, для чего западный сегмент трубы будет пущен в реверсном режиме. Нефть с
Талакана планируют начать отгружать в июле. Как говорил в апреле заместитель гендиректора "Сургутнефтегаза" Вячеслав Никифоров, в 2008 году с Талакана планируется поставить на реверсный участок 180 тыс. т нефти, в 2009 году -- 1,2 млн т. В "Сургутнефтегазе" комментировать предложение "Транснефти" не стали, но отметили, что глава компании Владимир Богданов неоднократно называл такой уровень тарифа "приемлемым".
Тем не менее на фоне прежних прогнозов тарифа для ВСТО реверсный выглядит довольно высоким. Еще в прошлом году ФСТ и "Транснефть" говорили о стоимости прокачки для всей первой очереди ВСТО без учета затрат на железнодорожную транспортировку до Козьмино в $38,8 за 1 т. Источник, близкий к Минпромэнерго, уточнил "Ъ", что последнее предложение "Транснефти" по тарифу на всем линейном участке первой очереди (Тайшет--Сковородино плюс налив в Сковородино и слив в
Козьмино), поданное 2 апреля,-- $49,44 за 1 т.
Но и это несопоставимо с уровнем затрат на строительство трубы, отмечает аналитик Rusenergy Михаил Крутихин. Он отмечает, что к бюджету первой очереди ВСТО, который уже достиг $13 млрд, добавятся затраты на строительство и реконструкцию дополнительных трубопроводных мощностей, необходимых для сохранения заполнения объемов существующих трубопроводов. Их аналитик оценивает не менее чем в $3 млрд, что увеличит затраты на строительство ВСТО до $16 млрд только по первой очереди. "Трубопровод в принципе неокупаемый, при любой цене на нефть",-- заключает господин Крутихин. Низким он считает и тариф на реверсном участке. "Этот тариф взят из политики, не из экономики,-- говорит господин Крутихин.-- Никаких затрат на строительство ВСТО он не окупит".
По мнению господина Крутихина, выходом будет только введение сетевого тарифа, который распределит затраты на строительство ВСТО по всей системе "Транснефти". Андрей Николаев из Standard & Poor`s также считает, что "Транснефть" может перенести часть затрат на ВСТО на другие направления.
Наталья Ъ-Скорлыгина




SIA.RU: Главное