Президиум ВАС вынес постановление 27 мая. В октябре 2004 года турагентство "Экспресс-тур" продало гражданам несколько новогодних путевок в Прагу от туроператора "Отдыхай!". Но туристов поселили не в пражском отеле, указанном в договоре, а в отеле в пригороде. Туристы обратились в суд общей юрисдикции, который взыскал с турагентства убытки и компенсацию морального вреда -- в общей сумме 71 тыс. руб. "Экспресс-тур" подал в арбитражный суд Москвы иск к оператору, требуя
возместить эту сумму. 20 марта 2007 года этот суд вынес решение в пользу агентства, но суды апелляционной и кассационной инстанций освободили оператора от ответственности. Президиум ВАС дело пересмотрел, оставив в силе решение о взыскании убытков с туроператора. По мнению судей ВАС, оператор изменил "существенные условия договора, качественно меняющие его предмет,-- место пребывания и маршрут путешествия", сделав это перед самым началом тура.
Ответственность туроператоров существенно усилили изменения в законе "Об основах туристской деятельности", действующие с 1 июня 2007 года. Поправки обязали туроператоров страховать ответственность либо оформить банковскую гарантию, а туристам дали право обращаться непосредственно к туроператору либо его фингаранту.
Юристы считают, что турагентствам, возместившим убытки туристам, привлечь туроператоров к ответственности до сих пор было сложно. Прецедент ВАС должен эту ситуацию изменить.
Прецедент ВАС четко определил, за какие нарушения должен отвечать туроператор. Закон "Об основах туристской деятельности" такой конкретики не содержит, говоря о "наличии в туристском продукте существенных недостатков". Выводы ВАС оказались схожими с позицией Ростуризма. "В Ростуризме нам разъяснили, что к существенным нарушениям условий договора относятся невыполнение заявленных условий по проживанию, питанию и перевозке. Если в договоре указан конкретный отель определенной звездности, то заселение в любой другой отель мы трактуем как неисполнение оператором своих обязательств",-- рассказала Марина Меликьян.
Туроператоры между тем сетуют на сложности в организации туров. "Автобусные операторы изначально не могут гарантировать клиентам, в какой конкретно отель те будут заселены",-- говорит исполнительный директор автобусного туроператора "Интерс" Артем Козловский. Случаи расселения туристов в другие гостиницы наиболее типичны для самых
массовых направлений -- Турции и Египта, напоминает заместитель гендиректора оператора "Ланта-тур вояж" Татьяна Коршунова. "Но и на других направлениях ни один туроператор не даст стопроцентной гарантии, что замены отеля не будет",-- отмечает она.
Оценить возможные убытки туроператоров крайне сложно. Страховые компании по итогам 2007 года отмечали, что
случаи выплат по договорам страхования ответственности операторов "были единичными", так механизм выплат работает медленно: по правилам страхования страховщик осуществляет выплаты только по согласованию с туроператором, значительная же часть прошлогодних претензий туристов всех процедур еще не прошла.
Ольга Ъ-Плешанова, Сергей Ъ-Соболев




SIA.RU: Главное