Российские эмитенты, изолированные от зарубежного рынка, активизировали первичные размещения акций (IPO). В прошлом году состоялось восемь IPO в целом почти на 41 млрд руб., а за четыре месяца 2024 года — шесть размещений сразу на 37,6 млрд руб. В четырех случаях («Евротранс», Совкомбанк, «Европлан», МТС-банк) объемы привлечения превышали 10 млрд руб. Основными покупателями выступали частные инвесторы, количество инвесторов составляло десятки и даже сотни тысяч человек. С учетом того что некоторые книги заявок были переподписаны в 10–40 раз, это не позволило частным инвесторам получить хорошую аллокацию. В частности, на IPO «Европлана», по оценке участников рынка, она составила 4–5%, МТС-банка — в среднем 4,4%, «Диасофта» — 1–3 акции.
Промежуточным по уровню рисков и доходности выглядит относительно новый для российского рынка инструмент пре-IPO. Речь идет о покупке доли в компании, которая в течение нескольких месяцев или лет планирует провести «настоящее IPO», на поздних инвестиционных стадиях. Такое финансирование обычно востребовано эмитентами с устоявшимся бизнесом и долей на рынке. По итогам сделки компания получает средства для масштабирования бизнеса и подготовки к IPO, а инвестор — бумаги, имеющие больший потенциал роста, причем с аллокацией, близкой к 100% заявки.
Пре-IPO развито на зарубежных рынках, но там характер инструмента несколько другой: он обычно не выступает самостоятельным раундом привлечения финансирования в компанию. Зачастую речь идет о выходе кого-то из более ранних институциональных инвесторов за счет инвесторов более поздней стадии. Поэтому, отмечает директор департамента управления благосостоянием Astero Falcon Руслан Клышко, «в широком смысле на глобальном рынке операционного эффекта на деятельность эмитента такие сделки не оказывают».
В России практика отличается: ввиду слабой ликвидности непубличного рынка продавцом на этапе пре-IPO выступает, как правило, сам эмитент, привлекающий таким образом дополнительное финансирование в компанию, поясняет эксперт: «Этим же обусловлено то, что выход инвесторов из пре-IPO в России с более высокой вероятностью будет по более высокой оценке, тогда как в США оценка на внебиржевом рынке может оказаться существенно выше итогового IPO».
Читайте также:
В 2018–2021 годах крупные брокерские компании и банки («Атон», «Финам», «Тинькофф» и БКС) предлагали своим состоятельным клиентам участие в пре-IPO-сделках, но в основном на международных рынках. «Отечественные пре-IPO-сделки также пользовались интересом у инвесторов. Период дешевых денег привел к ажиотажу вокруг большинства высокодоходных и рискованных инвестиций»,— отмечает портфельный управляющий General Invest Димитрий Резепов. По словам гендиректора «ТКБ Инвестмент Партнерс» Дмитрия Тимофеева, в зависимости от срока между пре-IPO и IPO, зрелости компании потенциальный апсайд для участников может составлять в среднем 100%.
Активное развитие рынка пре-IPO может стимулировать и рост рынка IPO, так как упростит доступ портфельных компаний на биржу.
Виталий Гайдаев, Ксения Куликова