В 2022 году рынок IPO «навеки провожали всем двором». В околобиржевом сообществе царили упаднические настроения: в способность российского рынка к выживанию в условиях изоляции от западных площадок никто не верил. Удивительно, что нашелся смельчак, который не отложил планы по размещению на неопределенный срок — под финал кризисного года на IPO вышел кикшеринг Whoosh. Но уже в прошлом году размещения провели сразу восемь компаний — это рекорд с 2014 года.
Отличительная особенность прошлого сезона IPO — большое разнообразие представленных секторов. Это IT («Астра»), финтех (CarMoney), ритейл (Henderson, «ЕвроТранс»), медицина (Genetico), финансовый сектор («Мосгорломбард»). Впервые за 15 лет состоялось IPO в секторе золотодобычи («Южуралзолото»), впервые за восемь — разместился банк (Совкомбанк). «Размещались компании—лидеры в своих отраслях. Многие стали новыми отраслевыми бенчмарками, пройдя через оценку бизнеса, получив публичность и рыночную стоимость»,— говорит руководитель IR-проектов департамента корпоративных финансов «Цифра брокер» Анастасия Пузанова.
На российском фондовом рынке традиционно имеется перекос в сторону ресурсодобывающих, энергетических и промышленных компаний, напоминает директор продуктов первичного размещения «БКС Мир инвестиций» Андрей Ванин. «Диверсификация по отраслям и появление в публичном поле совсем новых направлений может сильно влиять на развитие как отраслей в целом, так и на компании, причем не только те, которые выходят IPO, но и другие частные компании сектора»,— говорит он.
По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», в текущем году могут состояться не менее 15 первичных размещений на рынке акций. «Наилучшие шансы — у лидеров отраслевых ниш. Благодаря импортозамещению появился целый ряд компаний, которые быстро наращивают выручку и в то же время прибыльны»,— указывает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, это компании ИТ-сектора — разработчики операционных систем, программного обеспечения для видеоконференций, систем управления базами данных, систем виртуализации, облачные операторы и финтех, разработчики решений в области информационной безопасности. «Потому что в рост бизнеса таких компаний и рост котировок их акций инвесторам легче всего поверить»,— согласен начальник управления по работе на рынках акционерного капитала Совкомбанка Владислав Цыплаков. Анастасия Пузанова из «Цифра брокер» полагает, что успешными также могут быть IPO известных промышленных игроков и компаний, оказывающих услуги в потребительском секторе. «В случае с последними фактором успешности будет широкая известность среди конечного потребителя»,— поясняет она.
С большой долей вероятности в 2024 году мы увидим на первичном рынке акций представителей новых отраслей, ранее не склонных к публичности, говорят эксперты. Так, по состоянию на апрель IPO уже провели Калужский ликероводочный завод «Кристалл», вендор банковского ПО «Диасофт», сервис каршеринга «Делимобиль», лизинговая компания «Европлан», МФО «Займер». Планируют выходы крупный банковский эмитент (МТС-банк), краудлендинговый сервис (JetLend), несколько лизинговых компаний, агрохолдинг («Степь»), фармацевтическая компания («Биннофарм Групп») и даже сеть отелей (Cosmos Hotel). По словам господина Делицына, такая диверсификация рынка — естественный и необходимый процесс: «На Московской бирже торгуются акции менее 100 компаний, а на NASDAQ их 3,3 тыс. Рано или поздно в каждом секторе появятся представители».
Мария Серебрякова