После более чем двукратного увеличения в 2023 году российский рынок майнинга криптовалют способен продолжить расти на 20-40%, считает директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов. По его мнению, такие темпы могут быть достигнуты в случае принятия сбалансированного регулирования. По оценке BitRiver, в РФ в прошлом году майнеры добыли около 54 тыс. биткойнов (BTC) на сумму $3,5 млрд (по текущему курсу). По итогам 2023 года Россия сохранила второе после США место по майнингу криптовалют, на которое она поднялась годом ранее.
РФ опередила по темпам роста лидера в лице США. В 2023 году в России в среднем работало до 2,2 ГВт майнинговых мощностей (против 1 ГВт в 2022 году). В США, по оценкам BitRiver, в 2023 году было добыто 143 тыс. BTC (используемая мощность 5,3 ГВт против 3–4 ГВт в 2022 году). На третьем месте расположилась группа стран Персидского залива, где было добыто 27 тыс. BTC (1 ГВт).
По словам участников рынка, подавляющее большинство вычислительных мощностей направлено на добычу именно биткойна. BitRiver оценивает долю в более чем 95%.
Читайте также:
Опрошенные эксперты считают, что в России майнерам доступна совокупность факторов, которые делают страну привлекательным регионом для работы, даже несмотря на недавний халвинг. По оценке JP Morgan, средняя себестоимость добычи BTC снизилась до $45 тыс. на фоне ухода с рынка менее эффективных майнеров. После проведенного в середине апреля халвинга себестоимость BTC превышала $50 тыс., тогда как до этого оставалась около $26,5 тыс., оценивали в JP Morgan.
Майнинг биткойна прибылен, но только если речь идет о промышленном майнинге, считает сооснователь 51ASIC Михаил Брежнев. Нужно иметь в распоряжении десятки, а лучше сотни вычислительных машин высокой эффективности.
По словам основателя TerraCrypto Никиты Вассева, помимо одного из самых низких в мире тарифов на электроэнергию, в России подходящий климат — «не зря многие майнеры выбирают Сибирь, неплохая экономия на охлаждении оборудования». Кроме того, он отмечает, что на территории РФ остается довольно много производственных площадок, «которые легко переоборудовать под майнинг-фермы».
Ксения Куликова