Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

От зерна до туризма: кто и чем покоряет зарубежные рынки. В Иркутске подвели итоги конкурса «Экспортёр года»

Строительные материалы, гидрооборудование, комплектующие для цветной металлургии, химическая продукция, продукты питания и напитки, туристические услуги и даже палочки для мороженого. Перечень товаров и услуг, которые экспортирует бизнес Иркутской области, удивляет разнообразием. Не менее интересен и список стран: в нём не только привычные Беларусь, Казахстан, Китай и Монголия, но и Япония, Вьетнам, Таиланд, Иран, Египет, Чили, Перу, Индонезия и даже Эстония. Как отметила на награждении лучших экспортёров директор Центра «Мой бизнес» Диляра Окладникова, иркутские предприниматели даже в сложных экономических условиях добиваются результатов и покоряют другие страны.

В десятке лидеров

Конкурс «Экспортёр года» проводится ежегодно, и его победителями становятся компании и предприниматели, которые достигли наибольших успехов в экспорте несырьевых неэнергетических товаров, работ и услуг, в повышении узнаваемости продукции, производимой предприятиями региона.

Как отметил на награждении заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин, в сложных санкционных  условиях предпринимателям удалось сохранить свою экспортную деятельность, они смогли сохранить долю экспорта нашего региона.

– По итогам 2023 года мы остаёмся одними из лидеров в десятке экспортёров Российской Федерации. Правительство Иркутской области совместно с профильными министерствами и институтами  развития  оказывает всестороннюю поддержку компаниям Приангарья, расширяя возможности действующих экспортёров и помогая тем, кто только планирует начать экспортную деятельность.

Заслуженные награды

В этом году в региональном этапе конкурса приняли участие 69 компаний и предпринимателей Иркутской области, которые соревновались в шести номинациях: «Экспортер года в сфере промышленности», «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса», «Лучшая женщина-экспортер», «Лучший молодой предприниматель-экспортер», «Новая география», «Трейдер года».

18 победителей конкурса прошли очень серьёзный отбор: экспертная комиссия оценивала объёмы производства, рост выручки, разно-
образие по странам экспорта, участие в выставках, проработанность стратегии выхода на зарубежные рынки и многое другое. И работа предпринимателей была достойно вознаграждена. Так, за первое место предприниматели получили сертификат на покупку авиабилета на Международную выставку в рамках мероприятий, которые проводит Центр «Мой бизнес». Как пояснили организаторы, стандартные условия господдержки обычно предусматривают оплату огрвзноса и перевозку груза, а перелёт и проживание участники таких выставок оплачивают сами. Поэтому такой сертификат значительно сэкономит их средства.

За второе место организаторы вручали предпринимателям сертификат на обучение инструментам продвижения в интернете, а за третье сертификат на обучение презентационным навыкам эффективных продаж, проведения деловых переговоров – такие компетенции помогут экспортёрам продвинуть свой товар или услугу за пределами России.

А ещё все победители смогут пройти бесплатное обучение английскому языку, что очень важно для тех, кто занимается экспортом.

В топе – промышленные компании

Интересно, что самая большая конкуренция  среди участников была в номинации «Экспортёр года в сфере промышленности» – на победу здесь претендовали 30 участников.

Первое место эксперты присудили ООО «Ангара Плюс» – экспортёру строительной продукции из дерева. Второе место отдали  акционерному обществу «Торговый дом «Энерпред», которое поставляет гидрооборудование и инструменты для всех отраслей промышленности в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и Монголию. Третьим стало ООО «Союз», экспортирующее пиломатериалы хвойных и лиственных пород.

Второй по популярности у иркутских предпринимателей стала номинация «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса».

Из одиннадцати претендентов в тройку лучших вошли ООО «Янта-Т», которое более 20 лет экспортирует в страны ближнего и дальнего зарубежья масложировую и соевую продукцию, ООО «Натуральные напитки», с 2009 года поставляющее за рубеж безалкогольные напитки, а также индивидуальный предприниматель Алексей Котляров – экспортёр сельхозпродукции с 17-летним стажем.

– Нам есть чем гордиться: за прошлый год мы экспортировали сельхозпродукции свыше чем на 80 миллионов долларов США. Нас знают, нас ценят, нас хотят видеть на своих рынках зарубежные партнёры. И у нас великие планы: правительство региона, все институты развития готовы содействовать предпринимателям-аграриям в выходе на эти рынки, – заявила заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Марина Кожарина.

Важные акценты

В этом году на конкурсе было четыре новых номинации – «Лучшая женщина экспортер», «Лучший молодой предприниматель-экспортер», «Новая география», «Трейдер года».

Победителем среди компаний-экспортёров, которыми руководят бизнесвумен, стало ООО «Улзий»,  поставляющее продукты промышленной химии, оборудование для добычи и обогащения цветных металлов, а также запчасти промышленного и железнодорожного оборудования в Монголию. Второе место заняла компания «Крона», которая специализируется на экспорте сухого пиломатериала и зерна в Китай. И третье – ООО «Это польза», чья основная деятельность – торговля товарами для полезного питания.

– Очень важно, что современная женщина может реализовать себя не только дома, но и став лидером международного бизнеса, – подчеркнула Диляра Окладникова, вручая награды победительницам.

Ещё одну важность конкурса отметила начальник отдела развития экспортной деятельности регионального минэкономразвития Елена Ильина:

– Неотъемлемой частью современной мировой экономики является торговля, поэтому очень правильно, что в конкурсе есть номинация «Трейдер года».

Здесь награды за достижения получили экспортёр пиломатериалов ООО «ЛК Транс», ООО «Химэкспорт», поставляющее за границу резинотехнические изделия, композитные составы для защиты и ремонта металлических и бетонных изделий, а также компания «Дуа да-тол», основное направление работы которой – производство и реализация на зарубежных рынках палочек для еды и мороженого.

Внимание – начинающим

Награды победителям в номинациях «Лучший молодой предприниматель-экспортёр» и  «Новая география» вручала руководитель регионального представительства АО РЭЦ (Российского экспортного центра) в Иркутске Яна Станевич. Она сделала акцент на том, что стремление стать лучшими меняет не только предпринимателей, но и в целом жизнь в стране.

Первое место среди молодых экспортёров получила «Байкальская зерновая компания», которая производит макаронные изделия: в 2021 году предприятие прошло сертификацию и отвечает всем европейским стандартам качества выпускаемой продукции. Второе место получил завод по розливу бутилированной питьевой воды «Байкальские росы» – на международный рынок он вышел в 2023 году. Тогда же внешнеэкономической деятельностью занялся и предприниматель Виктор Андрейчук, компания которого производит оригинальную продукцию для кальяна.

В номинации «Новая география» победителем стал туроператор по въездному и внутреннему туризму «Авиавояж», который оказывает услуги иностранным туристам на рынке Иркутской области с 2012 года. Второе место досталось ООО «Сигма-Гео» с  услугами по электроразведке и разработке программного обеспечения. И замкнул тройку ещё один тур-оператор – «Кросс-тур».

Диляра Окладникова, директор Фонда поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр "Мой бизнес"

– Конкурс «Экспортёр года» – один из главных конкурсов, где мы показываем, что могут делать иркутские предприниматели. Наша основная задача – не только вручить премии, но и на их примере показать, что экспортные возможности открыты буквально для всех. Номинаций много, все разные – и по экономическим сферам, и по направленности бизнеса, и по срокам присутствия компаний на рынке.

Наши экспортёры даже в это нелёгкое время добиваются результатов и покоряют новые страны. И конкурс – это возможность всем познакомиться  между собой, стать партнёрами и вместе развиваться, потому что основной тренд сегодня – от конкуренции к кооперации. Я думаю, что все вместе – правительство области, бизнес-объединения, банки-партнёры – мы сделаем всё возможное и продолжим осваивать зарубежные рынки.

Светлана Токарь, финансовый аналитик ООО «Ангара Плюс»:

– Наша компания является одним из крупнейших деревоперерабатывающих предприятий Иркутской области. Компания работает с 2013 года и практически сразу начала поставлять на экспорт продукцию глубокой переработки древесины. Основные регионы поставок – азиатский рынок, в первую очередь, Япония – на рынке этой страны мы стабильно занимаем лидирующие позиции по мебельному щиту. Кроме этого мы работаем с Китаем, Кореей, Монголией, Узбекистаном и другими странами.

В конкурсе «Экспортёр года» участвовали первый раз, так как считаем, что поддержка экспорта важна и необходима. Нашу компанию очень хорошо поддерживает Российский импортный центр, Центр «Мой бизнес» - начиная от консультаций по любым вопросам, которые всегда дают практическую пользу. Такие организации нужны обществу, бизнесу, потому  что некоторые предприниматели боятся начинать экспортный путь – он кажется им невероятно сложным и тернистым. Но благодаря государственным организациям начинать не страшно.

Мария Чаликова-Уханова, ООО «Улзий»:

– Компания «Улзий» была создана в 2020 году исключительно для того, чтобы выйти на экспорт, и именно – на рынок Монголии. Поставляем туда различную химию, оборудование для добывающих предприятий.

Собственно, компанию мы создали потому, что никто, к кому мы обращались с запросом о поставках за рубеж, не хотел связываться с экспортом. При этом я уже 26 лет преподаю в БГУ предметы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, таможенным делом, у мужа был практический опыт в этой сфере, а дети получали образование по данному направлению – и в итоге у нас получилась крепкая семейная компания. Я считаю, что семейным предприятиям всегда легче выходить и продвигаться на азиатских рынках, где есть своя особая специфика. А номинацию «Лучшая женщина-экспортёр» выбрала потому, что женщин-руководителей компаний, которые занимаются экспортной деятельностью, очень мало – это достаточно сложная деятельность, требующая выдержки, терпения, опыта и самое главное – специфических знаний. Мы обращались в региональные институты поддержки предпринимательства за консультациями, особенно в период коронавируса, и всегда получали дельные советы.

Валерий Модонов, руководитель ООО «Авиавояж»:

– «Авиавояж» является туроператором по въездному и внутреннему туризму. В 2022 году у нас было больше российских туристов, но в 2023-м въездной туризм начал постепенно восстанавливаться: так, в прошлом году наша компания съездила с бизнес-миссией в Иран, где заключила контракт с местными туристическими компаниями по въездному туризму. Сейчас мы организуем туры для иранских туристов в Иркутскую область, с учётом их религиозных и культурных особенностей. Также у нас есть контракты с туркомпаниями из Египта. В 2024 году мы уже побывали с бизнес-миссией во Вьетнаме и ожидаем первых туристов из этой страны буквально в начале лета.

До пандемии мы активно сотрудничали с Китаем, Японией и европейскими туроператорами. Сейчас Китай продолжает оставаться в нашем приоритете – мы делаем основную ставку на прирост турпотока в 2024 году именно из этой страны, чему способствуют и принимаемые на государственном уровне решения о расширении туристического обмена и авиасообщения с Китаем. А европейские страны стараемся замещать другими направлениями: ищем новые возможности, новых партнёров, которые помогут нам расширить спектр иностранных туристов. И в этом нам хорошо помогают госструктуры, поддерживающие развитие предпринимательства в нашем регионе.

Арина Спицына, генеральный директор «Байкальской зерновой компании»:

– Мы производим макаронные изделия, а свою продукцию уже не первый год поставляем в Монголию. Несмотря на то, что мы стали первыми в номинации «Лучший молодой предприниматель-экспортёр», компания значительно выросла по объёмам производства: в 2017 году, когда мы только начинали, наши отгрузки в сторону Монголии были примерно несколько вагонов в год. Сейчас отгружаем минимум вагон в месяц, а в периоды ажиотажного спроса – и по два вагона. Расширяется и ассортимент экспортируемой продукции: начинали только с длиннорезных форматов – лапши, спагетти, потом добавили короткий ассортимент – всевозможные перья, спирали, улитки, вермишель. И вот буквально 28 мая мы начали грузить вагон с новым видом макаронной продукции спецформата – «бантиками».

Мы активно сотрудничаем с Центром «Мой бизнес», Российским экспортным центром, ТПП. В прошлом году при их поддержке побывали с бизнес-миссией в Монголии и подписали новый контракт на поставку макаронных изделий. «Мой бизнес» помогал нам искать новых партнёров – торговые сети. Сейчас с некоторыми из них мы находимся уже на финальной стадии переговоров и готовимся заключать контракты. На форуме экспортёров участвовали в работе биржи контактов, обсуждали сотрудничество с новыми торговыми сетями, которые открылись в Монголии. Кроме этого, в Центре «Мой бизнес» мы всегда получаем необходимую консультативную помощь. 

Справка

Региональный этап конкурса «Экспортёр года» проходит в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его главная задача – популяризация внешнеэкономической деятельности, изучение лучших практик в сфере международной торговли.

Организаторы регионального этапа конкурса – областное правительство, Фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес».

Победители получают не только звание лучшего экспортёра Иркутской области, но и возможность заявить о своих успехах на всю страну, участвуя в федеральном этапе конкурса.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Выход на экспорт. Истории иркутского бизнеса":
Все материалы сюжета (42)