Предприниматели опасаются существенного увеличения издержек на конвертацию и переводы валюты, а также роста волатильности на рынке, которая, в свою очередь, заставит их пересматривать условия действующих контрактов с иностранными партнерами. К чему готовиться потребителям? Разбирался Иван Хорушевский, “Ъ FM”.
Несмотря на все успокаивающие заявления ЦБ бизнес пока медленно привыкает к реальности без биржевых торгов. Основные опасения предпринимателей связаны с курсовыми колебаниями. За сутки после введения санкций кредитные организации и обменники успели несколько раз поменять условия конвертации, предлагая доллар то по 100 руб., то по 92 руб.
С ограничениями столкнулся исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин: «Ясно, что будет хуже, чем раньше. Пока по факту с теми банками, с которыми мы работали по международным платежам, в одном все нормально, то есть платежи они проводят и валюту продают. В двух других заявили, что анализируют ситуацию и нужно подождать. В общем, от нас мало что зависит. Если курс будет прыгать, то, естественно, все станут перекладывать это в цены».
Вашингтон ужесточил режим вторичных ограничений: теперь американские власти будут внимательно следить за операциями в любой валюте, даже юанях. Кроме того, Минфин США внес в черные списки зарубежные «дочки» подсанкционных банков, в частности, «ВТБ Шанхай», услугами которого активно пользовались российские импортеры.
Теперь бизнесу придется искать новые схемы платежей, предупредила сооснователь платформы Digital ВЭД Анна Фомичева: «Останется только агентская схема, которая занимает пять-семь дней. А китайцы зачастую не отгружают товар без оплаты, если ты некрупный импортер. Я советую сейчас договариваться с партнерами из КНР об отсрочках платежей, они идут на это. Просто нужно правильно провести переговоры, тогда это не будет так сильно отражаться на сроках».
Читайте также:
Влияние санкций на себе почувствуют потребители, прогнозирует старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло: «Логистика сейчас подорожает процентов на 5-10 из-за конвертации и подорожавших трансакций. Плюс 2-3%, потому что, понятное дело, платежные агенты, которые находятся в других странах, точно захотят на этом заработать. И столько же — это так называемый валютный риск, который все теперь будут закладывать».
Постепенно бизнес осваивает криптовалютные платежи и вспоминает давно забытый бартер. Иногда за импортные поставки расплачиваются экспортеры, так что валютная выручка даже не успевает добраться до России. Собеседники “Ъ FM” шутят, что такими темпами у Центробанка вскоре не останется базы для расчетов курса.