Новости

Что считать креативным бизнесом?

Дискуссия о том, какие виды деятельности следует отнести к творческим в целях их четкого описания в системе статистического наблюдения, продолжает развиваться. Для решения этой непростой задачи Высшая школа экономики предложила сформировать новый классификатор, или собирательную группировку креативного сектора на основе ОКВЭД. «Одна из идей — ввести категорию креативного сектора, куда включить креативные индустрии и сопутствующие виды деятельности»,— объясняет директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. Такая группировка нужна, в том числе властям, для оказания господдержки «творческому бизнесу».

Напомним, что увеличение доли креативных индустрий в экономике — одна из задач, обозначенных Владимиром Путиным в новом майском указе. Конкретные цифры документом не обозначены, но в соответствии с Концепцией развития творческих индустрий в РФ, утвержденной правительством еще в 2021 году, их доля к 2030 году должна увеличиться до 6% ВВП. По расчетам Росстата, в 2023 году она была равна 3,5%.

В группировку видов креативной экономической деятельности, которую оценивает Росстат, вошли более 50 видов бизнеса по ОКВЭД-2 (от пошива нательного белья по индивидуальному заказу до деятельности композиторов), охватывающих 13 индустрий. Это архитектура и урбанистика, дизайн, мода, кино и анимация, музыка и саунд-дизайн, культурно-зрелищная и литературно-издательская отрасли, изобразительное и визуальное искусство, программное обеспечение, игры и игрушки, реклама и коммуникации, медиа, журналистика и гастрономия.

Предварительно состав креативного сектора, предложенный ВШЭ, выглядит немного иначе и включает 15 индустрий. Это музыка, кино и сериалы, анимация, видеоигры, книжное дело, медиа и СМИ, реклама и пиар, дизайн, мода, архитектура и урбанистика, народные художественные промыслы и ремесла, арт-индустрия, исполнительские искусства, культурное наследие и программное обеспечение. К сопутствующим видам деятельности предлагается отнести оборудование и материалы для креативных индустрий (например, музыкальные инструменты), специализированное образование и каналы сбыта (розничная торговля газетами, журналами и пр.), управление креативными пространствами, сопряженные обрабатывающие производства (например, производство бижутерии, игр и игрушек), организацию выставок и мероприятий, деятельность в сфере отдыха и развлечений, а также ресторанный бизнес.

Ключевая задача экспертов ВШЭ — адаптировать ОКВЭД под формирующиеся индустрии и новые тренды.

Венера Петрова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Креативная индустрия":
Все материалы сюжета (6)