Эксперты предполагают, что компании могут создать СП, но затрудняются найти серьезные рыночные основания для сделки. У компаний разные сферы деятельности, а по доходам и прибыли Wildberries формально на порядок больше.
Крупнейший в России оператор наружной рекламы ГК Russ и один из ведущих маркетплейсов Wildberries объединяются для «создания цифровой торговой платформы», объявили стороны вечером 18 июня:
«Консолидация лидеров рынка электронной коммерции и рекламы позволит создать нового игрока в финансовом, медийном, торгово-промышленном секторах экономики, а также в областях интернет-технологий, логистики, ритейла и рекламы».
Гендиректором будущей объединенной группы станет глава и собственник Wildberries Татьяна Бакальчук, а руководитель Russ Роберт Мирзоян будет главным исполнительным директором, говорит источник «Ъ», близкий к сторонам. Собеседник «Ъ» на медиарынке предполагает, что слияние будет реализовано через создание совместного предприятия (СП).
ООО «Русс Аутдор» на 99% принадлежит ООО «Стинн», на 1% — АО «Олимп». По данным СМИ, бенефициаром ООО выступает член комитета Совета федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Сулейман Керимов. В группу входит профцентр «Специалист» (nebo.digital, размещает рекламу в метро Москвы), «Метроном» (контролирует рекламный инвентарь метро Санкт-Петербурга) и ряд других. В 2023 году Russ купила Gallery и ГК «Постер».
Выручка ООО «Русс Аутдор» за прошлый год выросла на 98,3%, до 27,9 млрд руб., чистая прибыль составила 4,9 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В рейтинге All-Billboards приведены другие данные: 38,2 млрд руб. и 7,1 млрд руб. соответственно. Wildberries — на порядок больше. Выручка основного юрлица маркетплейса Wildberries ООО «Вайлдберриз» по итогам 2023 года выросла почти на 70%, до 538,7 млрд руб., чистая прибыль — на 87%, до 18,9 млрд руб.
Собеседник «Ъ» на рынке электронной торговли сомневается, что речь идет о рыночной сделке. Но признает, что у Russ есть «сильный административный ресурс, который может быть важен для Wildberries в контексте внедрения профильного законодательства для маркетплейсов». Собеседник «Ъ» на рынке наружной рекламы в качестве примера приводит инициированный Russ закон о пролонгации муниципальных и государственных контрактов для операторов. «Кроме того, за Russ все еще стоит Сулейман Керимов»,— подчеркивает источник «Ъ».
Wildberries в последнее время часто попадала в центр внимания регуляторов в том числе в связи с обсуждаемым ужесточением регулирования онлайн-торговли.
В конце мая Минпромторг подготовил положительный отзыв на законопроект об основах государственного регулирования работы маркетплейсов, подготовленный сенатором Андреем Кутеповым и внесенный на рассмотрение в марте. Документ устанавливает, в частности, требования к договорам, которые маркетплейсы заключают с продавцами и владельцами пунктов выдачи. Игроков предложено поделить на группы в зависимости от рыночной доли. Для платформ, участвующих более чем в 20% сделок, предполагаются отдельные требования.
Читайте также:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) весной вынесла маркетплейсу предупреждение о необходимости устранить нарушения в условиях для продавцов. А в 2023 году несколько управляющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries вступили в конфликт с площадкой из-за штрафов за подмену товаров покупателями, угрожая закрытием ПВЗ. После этого компания обещала улучшить обратную связь и систему арбитража.
В начале 2024 года у Wildberries загорелся склад в Шушарах площадью 105,8 тыс. кв. м. Сумму ущерба для маркетплейса в Infoline оценивали в 17 млрд руб. Компания сообщала, что начала выплаты компенсаций продавцам, но представители последних неоднократно сообщали о сложностях с получением средств.
Юлия Юрасова, Татьяна Исакова, Анна Занина, Александра Мерцалова