Высокая инфляция, дорогие кредиты, растущие расходы на логистику, персонал, упаковку и сырье привели к очередному витку массового пересмотра производителями продуктов питания закупочных цен для ритейлеров.
В распоряжении “Ъ” оказались письма, где производители продуктов питания уведомляют ритейлеров о повышении в августе—сентябре 2024 года закупочных цен на 5–40%. Подобные обращения направили производители кондитерских изделий Mars, Ritter Sport, «Дымка» и «Славянка», молочной продукции «Вимм-Билль-Данн», Viola, «Экомилк», Health & Nutrition (ранее Danone), «Милком», «Пискаревский молзавод», хлеба «Каравай», пивных напитков «Балтика» и AB InBev Efes. Эти производители, а также представители «Магнита», X5, «Азбуки вкуса», «Ленты» и Metro Cash & Carry “Ъ” не ответили. Но получение всех обращений подтвердил собеседник “Ъ” в одной из торговых сетей, назвав всплеск нетипичным и исключив сезонность.
Председатель президиума АКОРТ (объединяет крупные розничные сети) Игорь Караваев говорит, что полученные обращения ритейлеры пока проверяют на обоснованность.
«Некоторые продукты, например, хлебобулочные или шоколадные изделия, дорожают в этом году уже не в первый раз»,— поясняет он. Необходимость корректировки цен связана с объективными рыночными факторами: ростом себестоимости, удорожанием сырья, логистики, рабочей силы, материально-технических ресурсов, уверен зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» (объединяет производителей и поставщиков продуктов питания) Дмитрий Леонов.
Собеседник “Ъ” на рынке ритейла называет причиной активного повышения цен сохранение высокой ключевой ставки Центробанка, что привело к удорожанию заемных средств. Этот фактор в своем письме сетям выделяет, например, Viola.
Читайте также:
По данным Росстата, продуктовая инфляция в России в июле 2024 года выросла на 9,67% год к году, общая — на 9,13% (см. текст). Сахар, фруктово-ягодные добавки и закваски подорожали на 20%, пишут в «Милком». Молоко, по данным компании, выросло в цене на 12%. Повысить закупочные цены на собственный ассортимент в «Милком» рассчитывают на 5–15%. Наиболее выраженная динамика цен, вероятно, будет в сегменте кондитерских изделий. Производитель Ritter Sport предупреждает ритейлеров, что отпускные цены на ассортимент Extra Cacao вырастут с 1 сентября на 40% год к году. Объединение «Славянка» обращает внимание на рост стоимости кондитерских жиров до 50%, сухих молочных продуктов — на 20%, муки — на 30%.
При этом Партнер One Story Ольга Сумишевская поясняет, что ритейлеры крайне редко идут на зеркальное повышение цен вслед за поставщиками.
«Подобные действия в условиях высокой конкуренции на рынке розничной торговли могут вести к снижению продаж»,— объясняет эксперт. По ее словам, сети скорее будут за счет собственной маржи стремиться нивелировать повышение, проведя его в несколько этапов.
Александра Мерцалова, Владимир Комаров, Константин Куркин
Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/