На неделе 26 августа — 1 сентября показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в торгцентрах Москвы вырос на 3% год к году, хотя в Санкт-Петербурге и России в целом наблюдалось снижение на 1% и 3% соответственно, подсчитали в Focus Technologies. Неделя перед первым сентября традиционно один из наиболее активных периодов с точки зрения трафика, напоминает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
Отставание показателей России и Санкт-Петербурга от прошлогодних господин Васильев связывает со стабилизацией рынка: год назад в этот период происходило возвращение аудитории в торгцентры на фоне открытия большого числа новых магазинов, реализовывался отложенный спрос. Сейчас потребители адаптировались. Показатели Москвы, по мнению эксперта, выглядят лучше за счет того, что и падение здесь изначально было глубже.
Интерес потенциальных арендаторов сейчас сконцентрирован на действующих объектах, где поток посетителей более стабильный, говорит ведущий эксперт компании «Магазин магазинов» Диана Зазнобина. Активнее всего, по ее словам, ведут себя операторы общепита, продуктовые сети, фитнес-клубы и детские развлекательные центры. Но динамика арендных ставок, по сути, остается в пределах инфляции: за год, по оценкам эксперта, год к году в России они выросли в среднем на 10%.
В сегменте стрит-ритейла вакантность стабилизируется на низком уровне. К концу года доля пустующих площадей в Москве составит 7–9%, в Санкт-Петербурге — 5–7%, прогнозирует заместитель директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева.
Наибольшую активность в качестве арендаторов помещения стрит-ритейла сейчас проявляют операторы общепита, занимающие в жилых микрорайонах 30–50% коммерческих площадей, говорит заместитель гендиректора УК «Аструм Недвижимость» Татьяна Козлова.
Александра Мерцалова