Новости

РЖД повышает тарифы с 1 декабря

ОАО РЖД удалось добиться принятия почти всех его предложений по индексации тарифов на 2025 год. С 1 декабря тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%, на пассажирские — на 11,6%.

ФАС подготовила проект распоряжения об индексации тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на 2025 год. Согласно проекту, тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря. 

Тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%. Эта цифра уже включает целевые надбавки. Имеющиеся надбавки, а именно 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность, с 1 декабря будут закреплены в прейскуранте на постоянной основе и включены в индексируемую базу. Изначально предполагалось, что со временем надбавки могут быть отменены.

Льготные коэффициенты к тарифу ОАО РЖД 0,4 и 0,895 для дальних перевозок экспортного угля, временно отмененные с июня 2022 года, будут отменены на постоянной основе, следует из документов. Угольные компании и Минэнерго, апеллируя к тяжелой ситуации на рынке, настаивали на их возобновлении. ОАО РЖД, в свою очередь, оценивало потери от возврата льготных коэффициентов в 295 млрд руб. в год — 25% от инвестпрограммы 2024 года (см. “Ъ” от 22 мая).

Само ОАО РЖД объясняет повышение тарифов необходимостью исполнения обязательной инвестпрограммы на 2025 год.

Также предусмотрена точечная индексация отдельных тарифов. Тарифы на перевозки контейнеров и минерально-строительных грузов с 1 января дополнительно повышаются на 5%. В сопроводительных документах повышенная индексация объясняется поэтапным сокращением ранее предоставленных преференций.

Тарифы на порожний пробег вырастут на 10%. Но эта индексация коснется только полувагонов, платформ и крытых вагонов, тогда как цистерны и специализированный подвижной состав выведены за рамки распоряжения. В документах сказано, что на перевозках нефтепродуктов эта мера не отразится и повышение тарифа на порожний пробег направлено на операторов, а не на грузоотправителей. 

ОАО РЖД добилось своего и в вопросе перехода с потребительской на промышленную инфляцию в индексации тарифа. Сейчас формула — «инфляция минус 0,1%» (среднеарифметический ИПЦ за четыре года — два предыдущих, текущий и последующий — минус 0,1%). Новые принципы предполагают использование композитного индекса, где будут учтены индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии и т. д.

На 11,6% будут проиндексированы тарифы на пассажирские перевозки в регулируемом сегменте (плацкартных и общих вагонах). В нерегулируемом — купе, СВ и вагоны класса люкс — Федеральная пассажирская компания (принадлежит ОАО РЖД) также проиндексирует их на 11,6% по своему решению, сообщается в документах. Средства пойдут на новый подвижной состав: локомотивы и пассажирские вагоны, а также поступят в отрасли, работающие с монополией.

В целом параметры индексации находятся «на грани терпимости грузовладельцев», говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Это не критические значения, но сильно отличающиеся от параметров долгосрочного регулирования,— добавляет он». Господин Иванкин считает «в какой-то мере оправданным» решения по контейнерным перевозкам и порожним вагонам: «в 2025 году мы сможем оценить эффективность этого инструмента».

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "БАМ":
Все материалы сюжета (51)