В третьем квартале в Россию импортированы 96,1 млн пар обуви, за девять месяцев — 261,6 млн пар, следует из данных ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак»). Год к году значения снизились на 9,7% и 11,2% соответственно. Наиболее выраженное падение зарубежных поставок в третьем квартале эксперты ЦРПТ заметили в категории сапог: на 41,6% год к году, до 13,5 млн пар. Для ботинок снижение составило 5,7%, до 57,4 млн пар. В некоторых категориях виден рост. Например, импорт кроссовок увеличился на 19,9% год к году.
Гендиректор сети «Стокманн» Геннадий Левкин предполагает, что закупки обуви и одежды сократили ритейлеры из-за падения спроса. Тенденция, по его словам, сохраняется: на 2025 год участники рынка закладывают снижение объема закупок на 10% к текущему году.
Читайте также:
Гендиректор Zenden Александр Сарычев обращает внимание и на то, что сокращение заказов прослеживается после того как в 2022–2023 годах ритейлеры закупили товар в объемах, превышающих потребность, рассчитывая на рост спроса. Предприниматели, по его мнению, также могли сократить заказы из-за общеэкономических причин, например, роста стоимости кредитования.
Президент Magic Group (развивает универмаги Slava) Александр Перемятов отмечает, что снижение зарубежных поставок обуви может прослеживаться и из-за проблем с оплатой контрагентам. Эксперт напоминает, что речь идет о сезонном товаре, потребность в котором существует в строго определенное время. Риски срыва поставок здесь, по его мнению, имеют более существенное значение, чем в случае с одеждой.
Импорт формирует значительный объем предложения обуви. Его доля в третьем квартале, согласно ЦРПТ, составила 65,6%. В аналогичный период прошлого года речь шла о 70,6%. Основными поставщиками продукции в Россию выступают Китай, Индия, Пакистан и Турция.
Александра Мерцалова, Полина Гриценко