В опубликованном указании Банк России установил критерии, которым должны соответствовать иностранные организации, в которых российские депозитарии могут хранить иностранные ценные бумаги. С 1 января 2025 года к ним относятся не только центральные депозитарии различных стран, международные централизованные системы учета прав на ценные бумаги и расчетные биржевые депозитарии, но и организации, удовлетворяющие ряду требований. В частности, в качестве контрагента можно выбрать организацию, которая обеспечивает равенство количества ценных бумаг, отражаемых на счете в российском депозитарии, и количества таких же активов, учитывающихся в его интересах в вышестоящем иностранном учетном институте. Кроме того, законодательство зарубежного государства не должно предусматривать включение активов на счете российского депозитария в конкурсную массу учетной организации в случае признания ее банкротом.
Одновременно ЦБ существенно расширил географию юрисдикций, в учетных институтах которых можно хранить ИЦБ.
Перечень государств дополнили странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Южной Америки, Ближнего Востока. В настоящее время, по словам первого вице-президента НАУФОР Кирилла Зверева, перечень стран ограничивается государствами—участниками ОЭСР, ФАТФ, МАНИВЭЛ и Евразийского экономического союза.
Смягчение требований и расширение юрисдикций, как считают участники рынка, назрели, так как действующие требования не отвечают текущим межгосударственным отношениям. В реестре иностранных организаций, удовлетворяющих прежним критериям, находятся 115 организаций, большая часть из которых — это центральные депозитарии недружественных России европейских стран, Euroclear и Clearstream, а также их представительства и крупнейшие американские депозитарии, такие как BNY Mellon, Bank of America и другие.
Построение депозитарных мостов необходимо для учета зарубежных бумаг, которые допущены к торгам на отечественном рынке, а также для выпуска депозитарных расписок на иностранные активы, отмечает регулятор.
Виталий Гайдаев, Анна Занина