Сейчас ответственные за вывоз и переработку строительных отходов не определены, что создает массу проблем муниципальным властям. При этом документ разрешает субъектам РФ не только регулировать вопросы определения, транспортировки, переработки и утилизации «отходов строительства и ремонта», но и создавать отдельные госинформсистемы для их учета и закрывать в них консолидированные данные о происходящем в этой сфере.
В Госдуму внесен законопроект с поправками к законам «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» (проект 784334-8) — он описывает обширный блок регулирования обращения со строительным мусором. В числе авторов документа — группа сенаторов и депутатов, включая главу природоохранного комитета ГД Дмитрия Кобылкина и представителей Татарстана, с 2022 года пытавшихся реализовать альтернативную разработку.
Проблема отсутствия в законодательстве регулирования строительных отходов обсуждается уже многие годы — так, разработчики нынешнего проекта ссылаются на поручения по итогам заседания набсовета АНО «Агентство стратегических инициатив» под председательством президента еще от 16 декабря 2021 года. Уже тогда в законодательстве было поручено предусмотреть передачу субъектам РФ прав самим устанавливать порядок обращения с отходами строительства и ремонта.
Внесенный законопроект комплексно описывает предлагаемое регулирование, регламентируя полномочия органов власти всех уровней для ее решения. В частности, он относит к полномочиям субъектов РФ регулирование и организацию обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройства (сейчас в серой зоне). Также регионы смогут утверждать правила обращения с такими отходами, вводить перечни строительных отходов и тех их составляющих, что относятся к вторичным ресурсам, и запрещать их захоронение. При этом общие требования к обороту строительных отходов и содержанию правил предлагается зафиксировать на федеральном уровне — поправками к ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Читайте также:
Впрочем, документ содержит ряд норм, рациональность которых вызывает вопросы. Так, контролировать логистику, утилизацию, хранение и переработку строительных отходов в субъектах РФ призваны региональные государственные информационные системы (ГИС), работающие во взаимодействии с федеральной «мусорной» системой, ведущей учет потоков твердых коммунальных отходов. Предполагается, что ГИС регионов должны будут собирать данные о мусоровозах, местах складирования, размещения, переработки и утилизации строительного мусора, балансах ресурсов в системе и объектах ее инфраструктуры. Без ГИС передача данных в ГИС ТКО становится проблемой властей региона. «Полноценное управление обращением с отходами возможно только с использованием региональных ГИС»,— настаивают авторы в пояснительной записке к законопроекту.
Олег Сапожков