Новости

Транспортная революция: общественники предложили новый механизм обновления общественного транспорта

Общероссийское объединение пассажиров предложило премьер-министру Михаилу Мишустину ускорить процесс обновления общественного транспорта, создав целевой фонд. Объем фонда оценивается в 10-12 млрд рублей в год, а финансирование может поступать из платы за проезд, утильсбора, туристического налога и средств финансовых институтов. Производители и эксперты считают эту инициативу обоснованной из-за сложной ситуации с обновлением транспортных средств. ГТЛК готова участвовать в фонде как основной заказчик, определяющий потребности регионов и формирующий для заводов единый долгосрочный план поставок.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов 10 января направил письмо премьеру Михаилу Мишустину, в котором предложил значительно увеличить закупки общественного транспорта. Правительство сообщило, что письмо направлено на рассмотрение в Минтранс, но комментарий от министерства не был предоставлен.

Господин Зотов указывает, что регионы планируют обновить более 57 тыс. автобусов, 5 тыс. троллейбусов и 4 тыс. трамваев к 2030 году. В 2023–2024 годах было обновлено более 11,8 тыс. транспортных средств. В 2023 году в 64 региона поставлено 4,04 тыс. автобусов, 240 электробусов, 113 трамваев и 32 троллейбуса. В 2024 году 81 регион получил 7,41 тыс. единиц пассажирского транспорта. В ноябре 2024 года были объявлены планы обновить 33 тыс. единиц транспорта в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в ближайшие шесть лет. Однако, как отмечает Зотов, это обновление коснется только городов с населением свыше 50 тыс. человек и не затронет межмуниципальные и межрегиональные маршруты, где также необходим новый комфортный транспорт.

Объединение пассажиров предлагает изменить нацпроект «Инфраструктура для жизни», увеличив объем обновления транспорта и обеспечив переход на трехлетние контракты на его поставку. Чтобы обеспечить финансирование этой инициативы, а также обновление транспорта в городах с населением менее 50 тыс. человек, организация предлагает создать Фонд развития общественного транспорта по аналогии с дорожным фондом. Источниками финансирования могут стать средства за оплату проезда — «например, 1 руб. с каждой поездки, что не приведет к росту цены проезда», средства утильсбора, оплаты парковки, туристического налога и т. п.

Илья Зотов пояснил “Ъ”, что размер фонда может составить 10–12 млрд руб. ежегодно. Учитывается 8 млрд поездок на автомобильном транспорте, поездки на городском электротранспорте и иные источники. «Фонд будет необходим к началу следующего года, чтобы обеспечить запуск процедур»,— пояснил господин Зотов, отметив, что рассматривается привлечение ВЭБ.РФ, ГТЛК и банков, но обсуждение с ними пока не велось.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в инициативе объединения есть здравые предпосылки в условиях, когда разрыв в качестве общественного транспорта между Москвой и другими городами растет. По его словам, ключевая проблема, которая приобретает особую остроту,— гарантии загрузки производств. Почти все промышленные предприятия в 2024 году столкнулись с беспрецедентным оттоком кадров, и долгосрочные контракты позволят удержать персонал, отмечает эксперт. По словам господина Бурмистрова, создание инструмента, который позволит аккумулировать средства на обновление парка,— очень хорошая идея: «Пример дорожного фонда показывает, что за счет платных дорог можно существенно улучшить ситуацию с финансированием». Но, подчеркивает он, вопрос в том, как наполнить фонд, ведь сбор с поездок на общественном транспорте и туристический налог — крайне небольшие средства.

Наталья Скорлыгина, Иван Буранов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное