Новости

Рынок такси в кризисе: почему каждый пятый парк может закрыться

Нехватка собственных автомобилей у перевозчиков может вызвать новый рост цен на услуги такси. Каждый пятый таксопарк сталкивается с нулевой рентабельностью и рискует закрыться, утверждают эксперты отрасли. До конца 2026 года число ушедших с рынка компаний может увеличиться на 10%. Причинами называют возросшие затраты на обслуживание лизинга, дефицит кадров и расходы на ремонт китайских автомобилей. Крупные парки покупают новые лизинговые машины, используя доходы от старых, находящихся в собственности.

Рынок переживает трансформацию, и небольшие перевозчики имеют мало вариантов для прибыльной работы, объясняет генеральный директор Ivitech Артем Москалев. Его платформа обеспечивает финансирование для коммерческого использования автомобилей. «20% перевозчиков могут закрыться, особенно небольшие компании с парком 15-30 машин. Парки ищут новые бизнес-модели, некоторые используют подержанные автомобили. Это трансформация рынка, когда замена коробок и двигателей становится обязательной при пробеге в 150 тыс. км».

Налоговая история тоже меняется. Большинство парков испытывают сложности с привлечением водителей. Если раньше в активный летний сезон парки часто поднимали цену на аренду, то сейчас простой связан именно с нехваткой водителей. Если это крупный парк на 500-1000 автомобилей, то это существенная история. Плюс имеют место простои за счет ремонтов. При работе на "китайце" закладывается техническое обслуживание сильно больше, чем раньше».

Отдельных лизинговых программ для такси на рынке нет, а предложение новых машин сокращается. Большинство составляют китайские марки. Перевозчики откладывают приобретение новых автомобилей, а парки пополняют модели, которые еще недавно принадлежали тем, кто обслуживать лизинг оказался не в состоянии, говорит руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев: «Есть тренд на покупку легковых автомобилей, которые уже были в употреблении, в том числе в лизинге. По данным нашей компании и маркетингового агентства НАПИ, по итогам января-апреля 2025 года рынок лизинга новых и подержанных авто в целом упал на 37,1%, в этой статистике присутствуют и легковые авто, и грузовики, и автобусы, и даже небольшая доля мототранспорта.

По данным «Известий», усложняют ситуацию для таксомоторных компаний и изменения налогового законодательства. Дополнительные фискальные расходы выросли на 7% от выручки. Даже предприятия, в распоряжении которых несколько сотен машин, вынуждены искать новые варианты поиска денег — машины сдают в аренду или для работы в доставке, говорит генеральный директор таксопарка №47 Борис Орельский: «На площадках лизинговых компаний стоят тысячи машин, которые изымают. Мы в своем парке сейчас испытываем серьезные проблемы, у нас кассовый разрыв. По некоторым оценкам, маржинальность этого бизнеса — 6-10%. Я вообще ее здесь не вижу сейчас. Ноль — это хороший показатель.

С начала 2023 года платежи по лизингам выросли до 20%. Вся маржа, которая у нас была, просто съедается этими платежами. Плюс расходы на китайские машины увеличились. Спасает нас только то, что в парке есть 30% автомобилей 2020-2021 годов, которые уже в собственности, и они приносят нам деньги. За счет этого мы еще держимся на плаву».

Станислав Крючков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Страховка для пассажиров такси":
Все материалы сюжета (19)