В первом полугодии 2025 года объем портфеля лизинговых компаний (ЛК) показал отрицательную динамику впервые за пять лет. Он составил 12,3 трлн руб., сократившись на 8% к началу года, следует из данных рейтингового агентства «Эксперт РА».
При этом впервые за шесть лет в годовом сравнении розничные сегменты показали большее снижение, чем корпоративные. Наибольшее снижение в первом полугодии год к году, по данным «Эксперт РА», наблюдалось в сегментах легковых (–27%) и грузовых (–67%) автомобилей, а также строительной техники (–56%). В целом же объем нового бизнеса розничных сегментов снизился на 49% к первой половине 2024 года, составив 646 млрд руб., в то время как объем нового бизнеса корпоративных сегментов показал снижение на 21% (167 млрд руб.).
Читайте также:
На опережающий темп сокращения нового бизнеса в розничных сегментах повлияла высокая база прошлого периода. «В 2023–2024 годах происходил прирост автолизинга и лизинга строительной техники за счет импортозамещающих процессов (экспансия китайских брендов на российский рынок) и государственной поддержки строительного сектора»,— отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. В 2025 году из-за высоких ставок и роста цен ухудшилась платежеспособность лизингополучателей, чему также способствовал кризис грузоперевозчиков и замедление стройки, добавляет эксперт. МСП традиционно наиболее чувствительны к ухудшению макроэкономической конъюнктуры и дорогой стоимости финансирования, добавляет гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов. Крупные лизингополучатели (корпоративный сегмент) более устойчивы в том числе за счет участия в нацпроектах и госзаказах, отмечает руководитель практики по оказанию услуг для лизинговых компаний «ТеДо» Алексей Бойко. «Такие проекты, как правило, имеют долгосрочный горизонт и менее подвержены краткосрочной волатильности рыночных условий»,— поясняет директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов.
Елена Ванюшина

SIA.RU: Главное