Зарубежному агентству Reuters удалось выявить восемь подобных сделок с товарами в натуральной форме на основе данных торговых источников, публичных заявлений таможенных служб и компаний.
Один из торговых источников, попросивший об анонимности из-за деликатности информации, сказал, что эта система помогает обходить санкции, отключающие российские банки от операций в долларах и евро.
«Китайские банки боятся попасть в санкционные списки, под вторичные санкции, поэтому они не принимают деньги из России», – сообщил Reuters источник на рынке платежей.
Трое аналитиков заявили, что возможным указанием на масштабы бартера может быть растущее расхождение между данными внешнеторговой статистики центрального банка и данными таможенной службы, которое в первом полугодии этого года достигло 7 млрд долларов.
В одной из выявленных сделок, по данным двух торговых источников, китайские автомобили были обменяны на российскую пшеницу. По словам одного из источников, китайские партнеры по сделке попросили своих российских контрагентов заплатить зерном.
Китайские партнеры купили автомобили в Китае за юани. Российский партнер купил зерно за рубли. Затем пшеница была обменена на автомобили.
Reuters не удалось установить объемы торговли, а также механизм, с помощью которого трейдеры определяли стоимость зерна или автомобилей.
Согласно таможенным декларациям, в двух других сделках семена льна были обменены на товары, включая бытовую технику и строительные материалы из Китая. Эксперты, знакомые с внешней торговлей России, заявили, что одна из льняных сделок, зарегистрированная в декларации таможенной службы Уральского региона за 2024 год, оценивалась примерно в 100 тыс. долларов.
«Рост бартера – это симптом дедолларизации, санкционного давления и проблем с ликвидностью у партнеров», – сообщил Reuters Максим Спасский, секретарь генерального совета Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (отраслевое объединение). Спасский заявил, что объемы бартера, вероятно, будут расти и дальше.

SIA.RU: Главное