Новости / Экономика

Маркетплейсы пододвигают к госзаказу

Экспериментальные закупки учебного оборудования для школ на маркетплейсах дадут образовательным организациям доступ к более качественным товарам по более низким ценам, в перспективе «пилот» мог бы быть расширен на весь госзаказ малого объема — идея обсуждалась 11 ноября на панельной сессии «Дня платформенной экономики» в наццентре «Россия». Рыночная «оцифровка» процессов и «естественная» конкуренция поставщиков за госзакупки малого объема выглядят более перспективными, чем попытки Минфина создать полный каталог закупок для стимулирования такой борьбы «внутри» системы госзаказа. Это подтверждает и опыт московского портала для поставщиков, работающего в формате электронного магазина. В Минфине, впрочем, возможность интеграции маркетплейсов в систему госзакупок не отрицают — она предусмотрена концепцией по совершенствованию закупок малого объема.

Вчера, 11 ноября, в рамках «Дня платформенной экономики» состоялась панельная сессия, где обсуждались перспективы перевода части госзакупок на цифровые платформы. Предметом обсуждения стал пилотный проект по закупкам образовательными организациями учебного оборудования на маркетплейсах — такое поручение президент дал по итогам ВЭФ-2025 — и возможность расширения этого эксперимента на другие сферы. Дискуссию открыл министр просвещения Сергей Кравцов, отметивший, что применение механизмов платформенной экономики в закупках школьного оборудования обеспечит прозрачность, повысит качество приобретаемых товаров и позволит покупать их дешевле. Сегодня у потребителей есть право выбора цены, качества и способа доставки товаров, согласился главный исполнительный директор RWB Роберт Мирзоян и задал участникам сессии наводящий вопрос: «Почему бы не дать этот выбор и школе?»

На данный момент, отметим, сектор госзакупок малого объема (ЗМО, в эту категорию формально входит и школьное оборудование) не цифровизирован, заказчики же обосновывать стоимость таких контрактов не обязаны и оформляют их вручную. Для наведения порядка в этой сфере весной 2025 года Минфин запустил реформу ЗМО, предусмотрев создание единого каталога конкретных товаров для стандартизации их наименований и подключения информсистем для малых закупок к ЕИС. Попытка правительства упорядочить «мелкие» товары путем их каталогизации, впрочем, среди участников рынка отклика не нашла: на практике мера, по их мнению, выглядит нереализуемой, поскольку создать единые описания под весь массив позиций просто невозможно. С этой точки зрения «платформизация» ЗМО представляется более удачной альтернативой — аргументы в пользу этой идеи звучали в ходе панельной сессии не раз.

Замминистра финансов Алексей Моисеев, со своей стороны, комментируя возможность синхронизации механизмов платформенной экономики и сложившейся системы госзакупок, подметил схожесть системы ЗМО с маркетплейсом. Развитие эта тема получила в выступлении заместителя мэра Москвы и главы департамента экономполитики и развития города Марии Багреевой. По ее словам, среднее число предложений на одну закупку на городском портале поставщиков (где заказчики могут выбрать товары как на маркетплейсе) равно семи, а среднее снижение цены заказов (большинство сделок проходит в формате мини-аукционов) составляет 14%.

Зампред ВЭБ.РФ Юрий Корсун, со своей стороны, призвал «посмотреть на этот эксперимент… более широко». По его словам, сейчас речь идет о попытке «перезапуска» отношений в рамках государственно-частного партнерства в целом — и взаимодействие государства и бизнеса в сфере закупок в эту систему укладывается. «Потенциал есть у любого здравого смысла»,— подчеркнула замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе. Однако, отметила она, сейчас для платформизации госзакупок не хватает логистических центров, сеть которых необходимо для этой цели развивать.

Полина Попова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Маркетплейсы":
Все материалы сюжета (191)