Отказ от дополнительных комиссий при кредитовании не избавил банк "Русский стандарт" от повышенного внимания прокуратуры.
Как стало известно "Ъ", 30 мая Центральный районный суд Волгограда удовлетворил иск местной прокуратуры к банку "Русский стандарт". Прокуратура подвергла сомнению правомерность способа, которым банк уведомлял клиентов об изменении тарифов. "Разработанные "Русским стандартом" условия кредитования обязывают клиента самостоятельно
регулярно обращаться в банк за получением сведений об изменении условий обслуживания и тарифов",-- пояснил "Ъ" прокурор Александр Расстрыгин. Как указано в пунктах 2.7 и 2.8 условий кредитования, соответствующую информацию "Русский стандарт" размещает на стендах в своих отделениях и на сайте за 30 дней до введения новых тарифов. В результате, по мнению прокуратуры, банк нарушил закон "О защите прав потребителей", статьи 10 и 36 которого обязывают "исполнителя услуги предоставлять информацию о ней". Суд согласился с доводами прокуратуры и обязал банк исключить признанное незаконным положение из условий предоставления кредитов.
По вопросу уведомления клиентов об изменении тарифов банки судятся с прокуратурой впервые.При этом проблема информирования банками клиентов о смене тарифов беспокоит не только прокуратуру.
Как сообщал ранее "Ъ" (, в начале года Федеральная антимонопольная служба по жалобе клиентов банков
запросила в более чем ста крупнейших кредитных организациях информацию о том, каким способом они информируют клиентов об изменении расценок на свои услуги.
Опрошенные "Ъ" банкиры и юристы считают позицию прокуратуры неоднозначной. "Понятно, что в данном случае банк попытался сэкономить на расходах на персональное уведомление клиентов,-- говорит адвокат коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Ращевский.-- Но в российском законодательстве закреплен принцип свободы договора: если клиент его подписал, значит, он согласился с такими условиями. С другой стороны, если эти условия ущемляют законные права потребителя, то они ничтожны".
Несмотря на неочевидность вынесенного судебного решения, банкиры опасаются, что решение Волгоградского суда, подкрепленное интересом к ситуации со стороны ФАС, может быть использовано контролирующими органами в качестве отправной точки для начала очередной антибанковской кампании. Под удар могут попасть многие игроки рынка, ведь практически все банки прописывают в своих договорах возможность изменения тарифов в одностороннем порядке. При этом зачастую банки уведомляют клиентов об этом через сайт или в своих отделениях. Как рассказал "Ъ" один
частный предприниматель, за короткое время он дважды столкнулся с изменением тарифов на операции по счету. Однако поскольку персонального уведомления не получал, узнал об изменениях, лишь когда деньги по новым расценкам были уже списаны.
В "Русском стандарте" Ъ сообщили, что готовы выполнить решение суда. "Во вновь заключаемых договорах соответствующее условие банк исключил, по ранее заключенным договорам мы будем персонально информировать клиентов об изменениях тарифов",-- заявил "Ъ" зампред правления банка Евгений Туткевич.
Однако в других банках с информированием клиентов по ранее заключенным договорам могут возникнуть проблемы, прогнозируют эксперты. "У большинства банков нет на 100% корректной базы телефонных номеров всех клиентов для рассылки им SMS-сообщений, а также всех фактических адресов клиентов: большая часть указывает адрес прописки, а проживает, как правило, по другим адресам",-- указывает директор по развитию продуктов блока "розничный бизнес"
Альфа-банка Виктор Шкипин.
В конечном итоге персональное уведомление обойдется дороже самим же клиентам банков. Свои расходы по информационному сопровождению услуг они заложат в их стоимость, что приведет к значительному повышению
тарифов, уверен господин Шкипин.
Елена Ъ-Пашутинская, Светлана Ъ-Дементьева




SIA.RU: Главное