Новости

"Русский стандарт" получил повестку. Банку предписали персонально извещать клиентов об изменениях тарифов

Отказ от дополнительных комиссий при кредитовании не избавил банк "Русский стандарт" от повышенного внимания прокуратуры.

Как стало известно "Ъ", 30 мая Центральный районный суд Волгограда удовлетворил иск местной прокуратуры к банку "Русский стандарт". Прокуратура подвергла сомнению правомерность способа, которым банк уведомлял клиентов об изменении тарифов. "Разработанные "Русским стандартом" условия кредитования обязывают клиента самостоятельно
регулярно обращаться в банк за получением сведений об изменении условий обслуживания и тарифов",-- пояснил "Ъ" прокурор Александр Расстрыгин. Как указано в пунктах 2.7 и 2.8 условий кредитования, соответствующую информацию "Русский стандарт" размещает на стендах в своих отделениях и на сайте за 30 дней до введения новых тарифов. В результате, по мнению прокуратуры, банк нарушил закон "О защите прав потребителей", статьи 10 и 36 которого обязывают "исполнителя услуги предоставлять информацию о ней". Суд согласился с доводами прокуратуры и обязал банк исключить признанное незаконным положение из условий предоставления кредитов.

По вопросу уведомления клиентов об изменении тарифов банки судятся с прокуратурой впервые.При этом проблема информирования банками клиентов о смене тарифов беспокоит не только прокуратуру.

Как сообщал ранее "Ъ" (, в начале года Федеральная антимонопольная служба по жалобе клиентов банков
запросила в более чем ста крупнейших кредитных организациях информацию о том, каким способом они информируют клиентов об изменении расценок на свои услуги.

Опрошенные "Ъ" банкиры и юристы считают позицию прокуратуры неоднозначной. "Понятно, что в данном случае банк попытался сэкономить на расходах на персональное уведомление клиентов,-- говорит адвокат коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Ращевский.-- Но в российском законодательстве закреплен принцип свободы договора: если клиент его подписал, значит, он согласился с такими условиями. С другой стороны, если эти условия ущемляют законные права потребителя, то они ничтожны".

Несмотря на неочевидность вынесенного судебного решения, банкиры опасаются, что решение Волгоградского суда, подкрепленное интересом к ситуации со стороны ФАС, может быть использовано контролирующими органами в качестве отправной точки для начала очередной антибанковской кампании. Под удар могут попасть многие игроки рынка, ведь практически все банки прописывают в своих договорах возможность изменения тарифов в одностороннем порядке. При этом зачастую банки уведомляют клиентов об этом через сайт или в своих отделениях. Как рассказал "Ъ" один
частный предприниматель, за короткое время он дважды столкнулся с изменением тарифов на операции по счету. Однако поскольку персонального уведомления не получал, узнал об изменениях, лишь когда деньги по новым расценкам были уже списаны.

В "Русском стандарте" Ъ сообщили, что готовы выполнить решение суда. "Во вновь заключаемых договорах соответствующее условие банк исключил, по ранее заключенным договорам мы будем персонально информировать клиентов об изменениях тарифов",-- заявил "Ъ" зампред правления банка Евгений Туткевич.

Однако в других банках с информированием клиентов по ранее заключенным договорам могут возникнуть проблемы, прогнозируют эксперты. "У большинства банков нет на 100% корректной базы телефонных номеров всех клиентов для рассылки им SMS-сообщений, а также всех фактических адресов клиентов: большая часть указывает адрес прописки, а проживает, как правило, по другим адресам",-- указывает директор по развитию продуктов блока "розничный бизнес"
Альфа-банка Виктор Шкипин.

В конечном итоге персональное уведомление обойдется дороже самим же клиентам банков. Свои расходы по информационному сопровождению услуг они заложат в их стоимость, что приведет к значительному повышению
тарифов, уверен господин Шкипин.

Елена Ъ-Пашутинская, Светлана Ъ-Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное