Правительство впервые отреагировало на топливный кризис на авиарынке. Вице-премьер Игорь Сечин дал Минтрансу, Минэнерго и ФАС поручение за два месяца решить проблему монополизма в этой области.
Как рассказал "Ъ" заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, в июне
правительство выдало Минтрансу, Минэнерго и ФАС поручение разработать меры по обеспечению конкуренции "в сфере снабжения топливом и ГСМ" в аэропортах. В частности, вице-премьер предлагает обратить внимание на возможность организации в крупных аэропортах не менее двух альтернативных топливозаправочных комплексов (ТЗК) или обеспечение
возможности хранения топлива в емкостях ТЗК нескольким потребителям.
Поручение господина Сечина -- первая документальная реакция правительства на топливный кризис, в ходе которого авиакеросин с прошлой осени подорожал на 70%. Похожие меры разрабатывались еще в конце 2007 года в Росавиации. В декабре ведомство подготовило приказ, которым собиралось обязать аэропорты предоставлять альтернативным операторам возможность строительства конкурирующих ТЗК, а авиакомпаниям -- возможность хранить в ТЗК аэропортов собственный
керосин. Но с тех пор позиция ведомства изменилась. В начале этой недели глава Росавиации Евгений Бачурин, рассказывая о предложениях своего агентства и Минтранса по борьбе с топливным кризисом (см. "Ъ" от 2 июля), подчеркивал, что создание альтернативных ТЗК не решит проблемы. "Ничто не мешает двум ТЗК в одном аэропорту договориться о
цене на топливо",-- пояснял чиновник. Вместо этого он предлагает увеличить производство керосина и запретить ТЗК продажу топлива.
По мнению главы совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталия Ванцева, государство до сих пор не определилось, какую задачу оно хочет решить. "Либо мы добиваемся абстрактной конкуренции между продавцами, которая уже во многих аэропортах существует, либо мы хотим защитить пассажиров от последствий колебаний цен на топливо",-- указывает он. Господин Ванцев считает, что для снижения цен надо обязать нефтяников заключать с потребителями форвардные контракты по фиксированной цене с поставкой через несколько месяцев (сейчас топливо отгружается только на месяц вперед).
Аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго уточняет, что меры "кардинально не повлияют на ситуацию". По его мнению, в данном случае может возникнуть конфликт интересов, ведь Игорь Сечин возглавляет совет директоров НК "Роснефть", второго в стране производителя авиакеросина. "Вряд ли вице-премьер будет заинтересован урезать прибыль нефтекомпании, решение проблемы, скорее всего, будет переложено на плечи других участников рынка",-- полагает аналитик.
Алексей Ъ-Екимовский
Как рассказал "Ъ" заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, в июне
правительство выдало Минтрансу, Минэнерго и ФАС поручение разработать меры по обеспечению конкуренции "в сфере снабжения топливом и ГСМ" в аэропортах. В частности, вице-премьер предлагает обратить внимание на возможность организации в крупных аэропортах не менее двух альтернативных топливозаправочных комплексов (ТЗК) или обеспечение
возможности хранения топлива в емкостях ТЗК нескольким потребителям.
Поручение господина Сечина -- первая документальная реакция правительства на топливный кризис, в ходе которого авиакеросин с прошлой осени подорожал на 70%. Похожие меры разрабатывались еще в конце 2007 года в Росавиации. В декабре ведомство подготовило приказ, которым собиралось обязать аэропорты предоставлять альтернативным операторам возможность строительства конкурирующих ТЗК, а авиакомпаниям -- возможность хранить в ТЗК аэропортов собственный
керосин. Но с тех пор позиция ведомства изменилась. В начале этой недели глава Росавиации Евгений Бачурин, рассказывая о предложениях своего агентства и Минтранса по борьбе с топливным кризисом (см. "Ъ" от 2 июля), подчеркивал, что создание альтернативных ТЗК не решит проблемы. "Ничто не мешает двум ТЗК в одном аэропорту договориться о
цене на топливо",-- пояснял чиновник. Вместо этого он предлагает увеличить производство керосина и запретить ТЗК продажу топлива.
По мнению главы совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталия Ванцева, государство до сих пор не определилось, какую задачу оно хочет решить. "Либо мы добиваемся абстрактной конкуренции между продавцами, которая уже во многих аэропортах существует, либо мы хотим защитить пассажиров от последствий колебаний цен на топливо",-- указывает он. Господин Ванцев считает, что для снижения цен надо обязать нефтяников заключать с потребителями форвардные контракты по фиксированной цене с поставкой через несколько месяцев (сейчас топливо отгружается только на месяц вперед).
Аналитик "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго уточняет, что меры "кардинально не повлияют на ситуацию". По его мнению, в данном случае может возникнуть конфликт интересов, ведь Игорь Сечин возглавляет совет директоров НК "Роснефть", второго в стране производителя авиакеросина. "Вряд ли вице-премьер будет заинтересован урезать прибыль нефтекомпании, решение проблемы, скорее всего, будет переложено на плечи других участников рынка",-- полагает аналитик.
Алексей Ъ-Екимовский




SIA.RU: Главное