Банки ужесточают борьбу с хроническими должниками, и это стало благоприятной средой для формирования нового рынка -- услуг по защите прав должников, или так называемых антиколлекторских услуг. Что собой представляет этот бизнес в Иркутске и как антиколлекторы помогают заемщикам, выяснял корреспондент газеты "Дело".
Антиколлекторы, несмотря на приставку "анти", по сути те же коллекторы (газета "Дело" писала о них в ≤11 от 11.06.2008г.). Задача у них одна: помочь в достижении компромисса между кредитором и задолжником. Разница лишь в том, чью позицию они в данном споре защищают. Поэтому нередко обе функции на рынке выполняют одни и те же люди, хотя и создают для этого разные организации. Путать коллекторов (антиколлекторов) с обычными юридическими бюро не стоит, поскольку юридическая защита клиента -- не единственная составляющая в коллекторском деле. Их работа, как говорят сами антиколлекторы, заключается в умении договариваться.
Слово в помощь
"Наш клиент -- это человек, который не отказывается от выплаты долга, но стремится сделать это на максимально удобных для него условиях", -- расставляет акценты директор антиколлекторского агентства "Астрея" Алексей Ненашев. "А мошенникам, которые вообще хотят уйти от обязательств, мы услуги не оказываем", -- уточняет он.
Антиколлекторы предоставляют комплекс услуг, начиная с консультаций о том, как вести себя, когда со стороны кредитора оказывается давление, и заканчивая представительством интересов клиента в общении с кредитором и в суде.
Стоимость консультации антиколлектора в среднем по Иркутску составляет сегодня около 500 руб.
Голубая мечта антиколлекторов -- это чтобы клиенты приходили к ним за консультацией прежде чем взять кредит, как это принято в развитых странах. Правда, там нет понятия "антиколлектор", а есть профессия кредитного советника, с которым и консультируются практичные заемщики. "У нас же люди чаще всего подписываются под кабальными условиями договора, просто не читая его, -- знает Алексей Ненашев. -- Верят на слово кредитным специалистам, а между тем банки используют все новые ловушки". Под "ловушками" имеются в виду те пункты кредитного договора, в которых прописаны санкции кредитора в случае невыплат по кредиту.
К примеру, одна из последних "новинок" -- солидарная ответственность поручителя, которую банки используют вместо субсидиарной, рассказывает Алексей Ненашев. При субсидиарной ответственности добиваться взыскания долгов с поручителя банк может только после того, как заемщик признан неплатежеспособным и стоимости его имущества не хватило для погашения долга. Солидарная же ответственность означает, что как только по кредиту началась просрочка платежей, кредитор может предъявить требования по выплате долга непосредственно поручителю.
Конечно, шансов "поправить" договор с банком на стадии подписания у клиента нет -- банк просто откажет в выдаче займа. Но в полной мере осознавать последствия, которые несет в себе договор, следует в любом случае. Тем более, что опротестовать собственноручно подписанные условия невозможно.
Твои проблемы -- мои проблемы
На этапе, когда клиент еще не готов расплачиваться по долгам, а кредитор оказывает давление, антиколлекторы предлагают уже не консультации, а услуги представительства его интересов в общении с кредитором. Задача -- начать переговоры с кредитором и переключить все общение с ним на себя. "Иногда (с согласия клиента) забираем сим-карту с его мобильного телефона или переводим входящие звонки на свой номер. В случае угроз (бывает и такое) советуем должнику на время сменить место жительства", -- рассказывает Алексей Ненашев.
В тех случаях, когда взыскатель начинает чинить прямые препятствия клиенту -- затрудняет работу, угрожает здоровью, представители должника обращаются в правоохранительные органы и добиваются того, чтобы дальнейшие угрозы в адрес должника были прекращены.
Договориться с кредитором о том, чтобы сроки и пропорции погашения долга были приемлемыми для клиента, можно, не сомневаются респонденты. "Мы постараемся и до руководства банка дойти, и решить вопрос на самом высоком уровне, тем более, что связи в этих кругах налажены. Лишь бы добиться приемлемого компромисса", -- рассказывают антиколлекторы.
Стоимость комплекса представительских услуг в Иркутске находится в диапазоне 3-10 тыс руб и зависит от сложности ситуации: суммы и срока задолженности.
Суд да дело
Но не все ситуации удается решить в досудебном порядке. В тех случаях, когда заемщик и его представитель не согласны с размером начисленных штрафов, последний всегда настаивает на судебном разбирательстве вопроса.
Не вдаваясь в подробности, антиколлекторы говорят, что свою линию защиты они часто выстраивают, используя пробелы в законодательстве. Но и существующие нормы закона позволяют оспаривать размер банковских претензий. К примеру, адвокаты часто используют статью 333 Гражданского кодекса "Уменьшение неустойки", при помощи которой стараются снизить размер штрафа, начисляемого банками за просрочку, а иногда и размер процентов за пользование кредитом.
Другой испытанный прием -- затягивание судебного процесса до тех пор, пока должник не накопит необходимую для погашения кредита сумму. "Процесс можно затянуть на несколько лет", -- говорит адвокат Валерий Чернов, оказывающий антиколлекторские услуги. Однако в этом случае расценки на услуги специалистов существенно выше. "В среднем мы ориентируемся на 10% от сэкономленной в споре с банком суммы, плюс предоплата в размере 6-7 тыс руб, хотя это уже зависит от инстанции, в которой рассматривается дело", -- рассказывает Валерий Чернов.
Рынок в тени
Многие банки упорно называют антиколлекторов "мошенниками, помогающими мошенникам", утверждая, что антиколлекторы помогают заемщикам решить долговую проблему не только законными методами. Антиколлекторы этого не отрицают и объясняют существование "черных" схем молодостью рынка антиколлекторских услуг и несовершенством законодательства.
"Нечистые" методы сводятся к тому, что в одном случае должнику посоветуют переписать имущество на дальних родственников, а в другом попробуют "по-свойски" договориться с коллектором или службой безопасности банка и добиться таким образом резюме "неплатежеспособен и недоступен". Это означает, что с клиента нечего взять. Стоят такие методы дороже легальных. Причем гарантий, что дело не всплывет, нет. "Обман может действительно вскрыться, если долг попадет к другому коллектору или банк наведет ревизию. И тогда хорошего не жди", -- предупреждают антиколлекторы.
Цена вопроса
На вопрос, всегда ли оправдываются затраты заемщиков на услуги антиколлекторов, респонденты отвечают, что клиент видит это в самом начале, когда приходит в агентство: "Знающий специалист, ознакомившись с ситуацией, сразу определит, какую сумму ему удастся сэкономить".
Круг клиентов антиколлекторов широк. "Есть и должники по потребительским кредитам на небольшие суммы в 50-70 тыс руб, по которым набежали хищнические проценты на такую же сумму, -- рассказывает Ненашев. -- Их ничуть не меньше, чем ипотечных банкротов. Довольно много частных предпринимателей, у которых бизнес не пошел, но на его развитие они набрали кредитов на несколько миллионов. Клиент такой, что денег у него много не бывает, поэтому каждый смотрит по ситуации: где-то ограничится услугами на одну тысячу, а где-то сам будет рад отдать десять тысяч, лишь бы избавиться от проблемы."
Сейчас доход антиколлектора от каждого клиента сравнительно небольшой, и для достижения более высоких показателей необходимо отработать схемы работы до автоматизма, говорят специалисты. А потенциал спроса на свои услуги они оценивают как высокий: "Сегодня каждый второй житель региона расплачивается по кредиту, а каждый седьмой хоть раз, да допустил просрочку платежа по нему".
Новости
Антиколлекторы в Иркутске: Вывожу из кризиса. Материал заказчика
/
Газета Дело
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



