Новости

Вот интересно, почему девелоперы обиделись на главу ОНЭКСИМа Михаила Прохорова, а ритейлеры -- нет? В июньском интервью "Ъ" он, между прочим, предсказывал кризис и тем, и другим

Правила игры

довели ритейлеров до кризиса, наблюдала редактор отдела потребительского рынка Юлия Ярош

Вот интересно, почему девелоперы обиделись на главу ОНЭКСИМа Михаила Прохорова, а ритейлеры -- нет? В июньском интервью "Ъ" он, между прочим, предсказывал кризис и тем, и другим. Сказал, что "многие девелоперские компании посыпятся в результате увеличения себестоимости проектов и ухудшения доступа к рынку финансирования" и что оставил "средства в кэше" для выгодных покупок. Еще сказал, что "рынок розницы должен пережить обязательно какой-нибудь кризис перепроизводства", и "когда все подешевеет, надо входить". Может, потому, что в отношении ритейлеров он оказался прав больше?

На прошлой неделе первая крупная продуктовая сеть объявила о банкротстве -- уральская "Незабудка", управлявшая, кстати, более ста магазинами. Это уже не намеренное банкротство отдельных "дочек" и не технический дефолт по облигационным займам, которые ритейлеры позволяли себе и раньше. Первое полноценное, так сказать, банкротство. Ожидаются и другие. О том, что розничные компании "закредитованы под завязку" и генерируют долги быстрее выручки, "Ъ" писал много раз.

Конечно, розничная отрасль самая кредитоемкая, и если что-то идет не по плану, то оказаться в долговой яме проще простого. Другое дело, что и сами ритейлеры не могут внятно объяснить, отчего мимо них проходят прибыли от повышения цен на продовольствие, от растущего слабоконсолидированного рынка. Топ-менеджер одной крупной сети признается, что "деньги практически лежат под ногами", причем не только в самой торговле, но и на смежных рынках: не хватает буквально
всего -- тележки, срок службы которых составляет только несколько месяцев, приходится ввозить из-за границы, импортируется почти все оборудование и т. д.

В этой связи очень интересно, кто будет скупать ритейлеров, оказавшихся на грани банкротства? И будет ли? У торговых компаний часто нет в собственности недвижимости, особенно к моменту банкротства. Что остается? Активы разорившейся "Незабудки" -- "холодильные камеры, сейфы и стеллажи". Если и оставлять для нее "средства в кэше", то совсем чуть-чуть.

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное