Опубликованный вчера британским журналом The Economist "индекс бигмак" (Big Mac Index) показывает, что евро по отношению к доллару США переоценен на 50%. Сравнение стоимости гамбургера указывает и на то, что значительно переоценены и валюты европейских стран, не входящих в зону евро. А вот с азиатскими валютами происходит
обратное: самыми недооцененными в Азии стали валюты Малайзии, Китая, Таиланда и Индонезии. В азиатских странах бигмак обойдется гораздо дешевле, чем в США и тем более Европе.
"Индекс бигмака" рассчитывается уже двадцать лет, и на основе стоимости знаменитого сэндвича компании McDonalds показывает, насколько переоценена или недооценена валюта той или иной страны по отношению к американскому доллару. Авторы показателя основываются на идее паритета покупательной способности: разница в цене одного и того же товара в разных странах показывает реальную стоимость валюты.
На фоне роста курса рубля разница между ценами бигмака, продаваемого в России и в США, сократилась за последний год до 28,9% против 40,5% год назад и более чем 50% в 2002 году. В США за год сэндвич подорожал всего на 4,7%.
Если бы курс рубля к доллару устанавливался на основе индекса, рассчитываемого The Economist, за доллар бы давали 16,5 руб., тогда как в 2006 году индекс показывал курс 14 руб./$. "Серьезная модель, которая построена валютными аналитиками Merrill Lynch, показывает, что "справедливая" цена доллара 18,92 руб. Это не очень сильно отличается от курса, рассчитанного The Economist на основе стоимости бигмака",-- отмечает Юлия Цепляева.
Как удалось выяснить "Ъ", расчеты The Economist показывают не только реальную стоимость валют по отношению к доллару США, но и говорят о том, как меняются туристические потоки и предпочтения. "Рубль укрепляется, а количество туристов, которые готовы ехать в Россию, постоянно сокращается. Мы предлагаем партнерам рублевые цены и для стран, ориентирующихся на американский доллар. Это катастрофа: в течение сезона путевки дорожают на 10-15%",-- говорит президент компании "КМП-групп" и первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
По словам господина Канторовича, из-за падения стоимости доллара "зимой выросла популярность поездок в США, даже несмотря на длительный и дорогой перелет". "Страны, в которых обслуживание производится в долларах, становятся более популярными по сравнению с теми, где используют евро.
Все опрошенные "Ъ" участники рынка соглашаются, что если бы не постоянно растущие цены на авиаперелеты, отдых в азиатских странах был бы более популярен, чем в Турции. "Предпочтения часто отдаются тем странам, которые ближе, но при прочих равных условиях люди едут туда, где дешевле валюта",-- отмечает Владимир Канторович.
Алексей Ъ-Шаповалов




SIA.RU: Главное