Вчера ФАС сообщила, что четыре из пяти крупнейших нефтяных компаний, дело против которых она возбудила в июле (ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть" и "Сургутнефтегаз"), не представили ей в срок необходимые для расследования документы. Служба считает, что все пять компаний злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке авиакеросина и дизельного топлива, а "Газпром нефть" и ТНК-ВР также обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина . 1 августа истек срок подачи необходимой ФАС информации, а предоставил ее, сообщает служба, только "Сургутнефтегаз". В отношении остальных нефтяников 4-5 августа ФАС провела контрольные мероприятия с привлечением МВД.
Рост стоимости авиакеросина волнует рынок уже не первый месяц. В ередине июня цены в российских аэропортах превысили цены в аэропортах Западной Европы. Дизтопливо в ряде регионов обогнало по стоимости бензин АИ-95.
В июне вице-премьер Игорь Сечин поручил Минтрансу, Минэнерго и ФАС до 27 августа разработать меры по обеспечению конкуренции в сфере снабжения топливом и горюче-смазочными материалами (ГСМ) в аэропортах. А 11 июля премьер Владимир Путин поручил ФАС разобраться с ростом цен на авиакеросин, пригрозив "кадровыми решениями" в случае
бездействия. Не прошло и недели, как служба возбудила дело против крупнейших нефтекомпаний.
Нефтяники уверяют, что действуют в соответствии с требованием ФАС. Во вторник вице-президент ЛУКОЙЛа по нефтепродуктообеспечению Вадим Воробьев пояснил, что компания передала службе необходимые документы
и "выстроила свою линию защиты". "Мы считаем, что наша позиция в сфере ценообразования в отношении потребителей в России и других странах безукоризненна с точки зрения методологии и соблюдения законов стран, в которых мы работаем",-- заверил топ-менеджер. В "Роснефти" "Ъ" вчера сообщили, что 1 августа она представила в ФАС первую партию документов, вчера утром -- вторую.
Эксперты считают, что одними мерами в адрес нефтяников ситуацию не решишь. Ряд аналитиков говорят, что выходом могло бы стать создание независимой биржи нефтепродуктов. "Беда в налоговой политике,-- добавляет Наталья Шуляр.-- Система
исчисления НДПИ с привязкой к мировым ценам была применима при цене на нефть $50-60, но не $140". По мнению эксперта, государству следует "сознательно расстаться с частью доходов" и отвязать НДПИ, взимаемый с нефти, поступающей на внутренний рынок, от мировой цены на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты.
Наталья Ъ-Скорлыгина




SIA.RU: Главное