Новости

"В России M&A должны заниматься не инвестбанкиры, а психиатры"

Гендиректор X5 Retail Group о стратегии компании после покупки сети "Карусель"

Этим летом крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group купил сеть гипермаркетов "Карусель" за $940 млн и собирается продолжить поглощения, уже не только в России, но и на международном рынке. О том, что компания может создать совместное предприятие с одним из мировых операторов мелкооптовых магазинов, расширить свой бизнес за
счет проектов в аптечном ритейле и телекоммуникациях, а также продать контрольный пакет Х5 Development, гендиректор X5 Retail Group ЛЕВ ХАСИС рассказал в интервью "Ъ".

-- Говорят, детали сделки по покупке "Карусели" все еще обсуждались в день ее закрытия. О чем вы договаривались?

-- Покупка "Карусели" -- беспрецедентная сделка на российском рынке, речь идет о приобретении крупного бизнеса, причем условия этого приобретения обсуждались во время другой, еще более крупной сделки. Опцион на покупку "Карусели" был приложением к договору о слиянии ("Пятерочки" с "Перекрестком".-- "Ъ"), и все усилия участников сделки в тот момент были сфокусированы на решении проблем, связанных со слиянием. Поэтому в соглашении об опционе были не до конца прописаны некоторые типичные в таких случаях договоренности. В июне был подготовлен договор купли-продажи акций "Карусели". Теоретически если мы покупаем акции, то в соответствии с законом созывается собрание акционеров, назначаются новые советы директоров, новый менеджмент компаний, входящих в группу, это в некоторых случаях может занять месяца полтора-два. А мы, конечно, хотели, заплатив деньги, в тот же момент получить контроль над всеми компаниями группы. Обсуждались вопросы, связанные с гарантиями и заверениями сторон,-- были ли сделки, которые можно отнести к сделкам со связанными сторонами, и прочее. Каждая из сторон пыталась максимально отстаивать свои
интересы, и в связи с этим переговоры шли буквально до самого последнего момента, когда давление времени помогло найти компромиссные решения. В целом, считаю, мы полностью достигли своих целей.

-- Х5 пришлось отдельно заплатить $15 млн за бренд "Карусели", верно?

-- Данное решение было в интересах как продавцов, которые продолжают являться крупными акционерами X5 (Андрей Рогачев и его партнеры.-- "Ъ"), так и нашей компании.

-- О каких гарантиях идет речь?

-- В договоре опциона было записано, что с 1 января 2007 года вплоть до окончания срока действия опциона Formata должна вести свою деятельность обычным образом. Если вдруг выяснится, что производились какие-то странные и необычные действия, влияющие на экономику компании, Х5 в этом случае имеет право потребовать возместить убытки
от таких действий.

-- Договор "Карусели" с компанией Donson господина Рогачева на строительство гипермаркетов за $250 млн, заключенный до сделки, невыгоден Х5?

-- Есть целый ряд экономических и организационных аспектов, которые указывают, что экономика и правовая структура этих контрактов сильно отличаются от обычного стиля ведения бизнеса "Карусели". Кроме того, эти контракты заключены со связанными компаниями, у которых практически тот же состав акционеров. Мы уже обсуждаем с продавцами
вопрос о расторжении данных контрактов.

-- Удалось ли обнаружить другие подводные камни?

-- В рамках договора купли-продажи мы получили гарантии, что других сделок, подобных Donson, у "Карусели" нет, и пока мы других аналогичных конструкций не обнаружили. Хотя, конечно, полный анализ всех финансовых и менеджерских отчетов "Карусели" нами еще не закончен.

-- Вас устраивает текущее состояние гипермаркетов?

-- Безусловно, продавцы, понимая, что через год-два продадут магазины, строили их по принципу минимальных инвестиций в открытие магазина. Мы предусмотрели большие расходы на то, чтобы максимально подготовить все магазины "Карусели" к более долгосрочной работе. Это касается и качества отделки, полов, работы системы кондиционирования, вентиляции. Некоторые гипермаркеты не имеют постоянного подключения к электричеству и питаются от автономных дизельных электростанций, что очень дорого. Поэтому все это мы будем доделывать и улучшать. Хотя в целом довольны активом, который приобрели. Бюджет на интеграцию "Карусели" был изначально утвержден в размере $150 млн. Возможно, мы
даже сэкономим.

-- Х5 уже приступила к объединению закупок с "Каруселью"? Какой экономический эффект ожидается?

-- Уже произошла интеграция, все закупки "Карусели" осуществляются теперь дирекцией по закупкам Х5. Сейчас мы сравниваем условия работы "Карусели" с поставщиками с условиями сетей Х5. Более высокая закупочная цена одной сети сейчас снижается до уровня другой, как это было при слиянии "Пятерочки" с "Перекрестком". Экономический эффект
будет заметным, но не гигантским, так как коммерческие департаменты Х5 и "Карусели" тесно взаимодействовали.

-- Как будет использоваться марка "Меркадо", которую вы планировали использовать для гипермаркетов?

-- Бренд "Меркадо" по-прежнему принадлежит нам, и мы, возможно, будем его использовать, например для cash and carry или других форматов. Мы рассматриваем возможность развивать или клубные магазины, или cash and carry, ориентированные на мелкорозничных продавцов, ресторанные сети и др. В России пока в таком формате работает только Metro, причем довольно успешно. Мы еще не приняли решения, развивать ли такой формат самостоятельно или создать совместное предприятие с крупным западным оператором. Консультации с потенциальными партнерами мы сейчас проводим.

-- Думаем насчет дистанционной торговли. Она хороша тем, что можно торговать через каталог, интернет или по телефону почти всеми товарами, причем как реальными, так и цифровыми (музыка, фильмы, soft и т. д.). Понимаем, что за этим будущее.

Другая тема -- финансовые услуги. Сейчас выбираем банк -- партнера по выпуску кобрендинговых кредитных карт. Возможно, телекоммуникационные услуги -- совместно с кем-то из сотовых операторов. Не исключено, что такого рода проект, условно говоря, X5 Telecom может быть осуществлен уже в ближайшие год-два. Представляете: покупаете SIM-карту, получаете прекрасный тариф, который не хуже, а может быть, лучше, чем тот, который вам предлагают обычные операторы, кроме того, либо бесплатно получаете продукты, разговаривая по телефону, либо, покупая продукты, разговариваете бесплатно по телефону. Вообще возможностей и идей много, все их нет смысла перечислять. Очень важно не заниматься всем сразу, а действовать по принципу step by step.

-- В этом году Х5 запустила два новых продуктовых формата -- премиальный "Зеленый перекресток" и мини-маркеты "Пятерочка / Перекресток-экспресс". Как будут развиваться эти направления?

-- Недавно мы открыли в Ростове-на-Дону пилотный магазин формата "Зеленый перекресток". Специально для пилота выбрали региональную площадку -- важно понять уровень востребованности премиального сегмента не только в Москве. Первые результаты работы магазина нас более чем удовлетворили, и в ближайшее время первый "Зеленый перекресток" будет открыт в Москве. Возможно, некоторые существующие "Перекрестки" будет переделаны под новый формат: бывает, что уровень стандартного супермаркета не соответствует запросам тех покупателей, которые в данном конкретном месте покупают продукты. Нас интересует примерно $1 млрд оборота в этом формате через несколько лет.

Главной целью СП "Экспресс-ритейл" (совместное предприятие Х5 и владельца сети "Джекпот" Германа Гогличидзе.-- "Ъ") является создание не сети собственных магазинов, а механизма, который бы позволял индивидуальным частным предпринимателям, имеющим один или несколько небольших магазинов, купить франшизу и получить все готовое:
известный бренд, низкие цены на товары, готовые программные продукты. Если проект сумеет оправдать наши надежды, то, согласно опциону, мы выкупим доли партнеров.

-- Сколько Х5 готова потратить в этом году на поглощения? Сети "Находка" и "Тамерлан" в числе потенциальных покупок? В каких регионах еще планируются сделки?

-- Важен не объем денег, которые мы на эти цели можем потратить, а наличие сделок, которые создают ценность для акционеров. У нас нет задачи купить любой ценой какую-то сеть и освоить бюджет. Если не будет таких возможностей, мы не потратим ни одного цента. Если будет возможность выгодно купить пять компаний, мы будем искать возможность
купить все пять. Сейчас укрепляем наши филиалы -- региональные дирекции смогут на местном уровне осуществлять интеграцию активов приобретаемых сетей. Поэтому главное не деньги, а адекватность продавцов. С этим все плохо, в России слияниями и поглощениями должны заниматься не инвестбанкиры, а психиатры. У нас работает суперзвезда
M&A Андрей Гусев, так вот он как раз таким психиатром и является. Классический пример, когда приходит владелец какой-нибудь сети и говорит: "Все три магазина в аренде сроком на семь месяцев, ну EBITDA у меня, правда, сильно отрицательная, но зато продажи есть. Я готов использовать мультипликатор Х5 или "Магнита", готов вам дать
процентов пять-десять дисконта, и вот как бы цена". Приходится ему объяснять, что весь его бизнес -- это продажа долларов по 90 центов, для чего большого ума не требуется.

Последние годы многих потенциальных инвесторов в ритейл охватила золотая лихорадка, которая, так же как любая другая болезнь, негативно влияет на разум. Такого рода массовый психоз до сих пор сохраняется, хотя число потерявших деньги в ритейле уже достаточно велико и, думаю, будет расти и дальше. Мы очень разборчивы при выборе компаний для поглощения, хотим покупать компании -- лидеров в своем регионе, с максимальной долей недвижимости в собственности и
долгосрочной арендой.

-- В этом году Х5 решила инвестировать в девелопмент. Расскажите подробнее о проекте Х5 Development.

-- Иногда у Х5 есть возможность купить хороший участок, но строить на нем лучше не гипермаркет, а торгово-развлекательный центр либо торгово-офисный комплекс площадью и 100 тыс., и 200 тыс. кв. м, и
больше. Возникла идея создать компанию -- Х5 Development, которая бы занималась реализацией таких проектов. Мы туда передали сейчас пока три проекта: "Румянцево", на углу Киевского шоссе и МКАД (торгово-офисный центр площадью примерно 180 тыс. кв. м), второй объект находится в центре Самары, третий -- в центре Тольятти (торгово-развлекательные центры площадью около 80-100 тыс. кв. м каждый). Возможно, передадим еще один-два. В этой компании может быть
еще в течение ближайших нескольких лет от пяти до десяти дополнительных проектов такого же масштаба. Для того чтобы не иметь необходимости финансировать такие проекты целиком, да еще консолидировать долговую нагрузку этой компании, мы предполагаем контрольный пакет Х5 Development продать стратегическому либо финансовому инвестору в течение ближайшего года. И в дальнейшем хотим оставаться акционерами этой компании, с одной стороны, с другой
стороны, продолжать финансировать проект этой компании только в части, пропорциональной площади торговых объектов, которую мы сами будем занимать. Все остальное финансирование будет осуществляться за счет наших партнеров либо за счет разных форм долгового финансирования. В какой-то более долгосрочной перспективе эта компания, возможно, осуществит IPO.

Интервью взяла Кристина Ъ-Бусько


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное